"МАМИН КЛАСС У ЛОГОПЕДА"

01.04.2024г
«Человек. Части тела»
Раз, два, три, четыре, пять – (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца)
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять – (затем сгибают пальцы в том же порядке)
В домик спрятались опять. (сжимают пальцы в кулачок)
Этот пальчик хочет спать, (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца)
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики – ура! (разжимают кулачок)
В детский сад идти пора!
27.01.2024г
"МЕБЕЛЬ"
Развитие мелкой моторики.
Стул.
Стульчик ты из рук сложи         Поставить левую ладонь         вертикально
И ребятам покажи.                     вверх. Прямые пальцы плотно прижаты
                                                     друг к другу. Правую руку сжать в кулак          
                                                      и  прижать к левой ладошке большим           
                                                      пальцем к себе.

Стол.
Левую руку сжать в кулачок.                    У стола четыре ножки,
Сверху опустить правую ладошку            Сверху крышка, как ладошка.
 с выпрямленными пальцами.

В домике. ( движения выполняются в соответствии с текстом)
Стол стоит на толстой ножке,
Рядом стульчик у окошка,
Два бочонка под столом.
Вот такой я видел дом.


20.11.2023г
 Пальчиковая гимнастика 
Раз, 2, 3, 4, мы посуду перемыли: 
Чайник, чашку, ковшик, ложку 
И большую поварешку (Ребенок попеременно ударяет кулачок об кулачок и хлопает в ладоши). 
Мы посуду перемыли (Одна ладонь скользит по другой), 
Только чашку мы разбили, 
Ковшик тоже развалился, нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали (Загибает пальчики, по одному, на каждое название посуды). 
Так мы маме помогали. 
13.11.2023г

«Магазин одежды»

Открываем магазин, (соединить ладони, круговые движения в противоположные стороны)

Протираем пыль с витрин. (ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону другой и наоборот)

В магазин заходят люди, (подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне другой) Продавать одежду будем. (костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх- вниз по ладони другой руки)

- дети называют различную одежду Магазин теперь закроем, (фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру другой ладони)

Каждый пальчик мы помоем(указательного и среднего пальцев другой руки) Потрудились мы на «пять» — (потираем ладони)

Пальцы могут отдыхать. массаж каждого пальца между фалангами (поглаживаем каждый палец)

21.10.2023г

Работаем пальчиками

"Утята" 
Раз-два - шли утята. 
Три-четыре - за водой. 
А за ними плёлся пятый, 
Позади бежал шестой. 
А седьмой от них отстал. 
А восьмой уже устал. 
А девятый всех догнал. 
А десятый испугался -
Громко - громко запищал: 
- Пи-пи-пи - не пищи!
- Мы здесь рядом, поищи! 
(Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а со звуков "Пи-пи-пи..." - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.)
08.10.2023г
14.09.2023г

Развиваем общую и мелкую моторику (средняя группа)

Пальчиковая гимнастика "Осенние листья" 
 Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших). 
Будем листья собирать. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки). 
Листья березы, листья рябины, (Вновь загибают пальчики, начиная с больших). 
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем, (Приседают, "шагают" по ковру средним и указательным пальцами обеих рук). 
Маме осенний букет отнесем. 

Подвижное упражнение "Дождик" 
 Капля раз, (Прыжок на носочках, руки на поясе). 
Капля два, (Прыжок на носочках, руки на поясе). 
Очень медленно сперва. (4 прыжка на носочках, руки на поясе). 
А потом, потом, потом (8 прыжков на носочках, руки на поясе). 
Все бегом, бегом, бегом. 
 Мы зонты свои раскрыли, (Развести руки в стороны). 
От дождя себя укрыли. (Сомкнуть руки над головой полукругом). 
Автор Н.В. Нищева

Дыхательная гимнастика для малышей 

Уважаемые взрослые! Выполняем дыхательные упражнения не реже 3-4 раз в неделю в течение 2-5 минут, повторяя каждое упражнение 2-3 раза. 
"Машинка"
Нарисуйте на листе бумаги дорожки:  прямую, волнистую и в виде восьмерки. Возьмите маленькую машинку. Вместе с малышом провезите машинку по дорожке, произнося при этом: "А-А-А", затем "О-О-О", "У-У-У", "И-И-И" - и сливая два гласных: "А-О", "А-У", три гласных: "А-О-У-И."
"Свеча"
Держите перед ребенком зажженную свечу. Попросите малыша задуть ее. Каждый раз увеличивайте расстояние между ребенком и свечкой. Второй вариант игры: нарисуйте на тонкой бумаге свечку с пламенем и вырежете ее. Попросите малыша дуть на бумажную свечку, чтобы "пламя" колыхалось.
Источник: "Альбом по развитию речи для самых маленьких" Батяевой С.В., Савостьяновой Е.В.


06.02.2023г

Как самостоятельно подготовить ребёнка к школе

Вашему ребенку пять или шесть лет и очень скоро он пойдет в школу. Готовить ребенка надо заранее и если вы этого до сих пор не делали, то самое время этим заняться. Хорошо отправить ребенка на курсы, но можно подготовить ребенка к школе самостоятельно. Не надо все сваливать на преподавателей в школе, не надо надеяться, что ребенок пойдет в школу и всё само собой образуется. Очень вероятно, что классы будут переполнены, и учитель просто физически не сможет уделить должного внимания вашему (каждому) ребенку. Посмотрите на своего ребенка и оцените его с точки зрения готовности. Итак, если ребенок плохо выговаривает буквы, то надо пока не поздно обратиться к логопеду. Если часто болеет, то надо посоветоваться с педиатром, как подтянуть его иммунитет. Если ребенок быстро утомляется, то опять же поговорите с педиатром о направлении к конкретным специалистам, чтобы вам поставили правильный диагноз, быть может, вашему ребенку нужен щадящий режим физкультуры. Итак, вы решили готовить ребенка к школе самостоятельно или дополнительно к курсам подготовки, тогда несколько советов для успешных занятий ... Дальше 
18.11.2022г

Формируем учебные действия дошкольника в семье

Уважаемые родители! Подготовка детей к школе – многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребенка. Одним из самых главных аспектов ее является формирование универсальных учебных действий. Помощь семьи в этом процессе совершенно необходима. Выделяются следующие условия формирования универсальных учебных действий (далее УУД):
– постоянное сотрудничество ребенка с другими членами семьи;
–   выработка у ребенка умения преодолевать трудности;
–   переживание успеха. Читать дальше
09.03.2022г

Обучение дошкольников чтению


Уважаемые родители! Вы  всегда хотите видеть своего ребёнка  умным,  способным покорить ваших близких и знако­мых умением читать и счи­тать чуть ли ни с младенче­ства. А сегодняшняя школа диктует свои условия: «Ребе­нок должен читать хорошо». Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма? Какими навыками и умениями он должен владеть, чтобы научиться читать и пи­сать?  Читать Дальше
По материалам Мерзляковой Т.В. "Как учить ребёнка читать?"
18.12.2021г

Как учить детей запоминать стихотворение


Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить и пересказать При выборе стихотворного материала надо, прежде всего, обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям. При заучивании стихотворных текстов можно пользоваться общими методическими рекомендациями, но вносить определенные поправки с учетом речевых особенностей ребенка:
- Каждое новое стихотворение взрослый прочитывает дважды.
- После этого отдельно читается каждая строчка стихотворения, а ребенок повторяет.
- Далее задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает ребенку уяснить основную мысль.
- После этого выясняется, какие слова ребенку непонятны и в доступной форме объясняется их значение.
- Заучивание стихов помогает развивать у ребенка чувство ритма. Поэтому можно при заучивании стиха отхлопывать или отстукивать его ритм, сохраняя выразительность чтения.
При заучивании стихотворения хорошо использовать и некоторые игровые приемы:
- Читать по ролям. Такое чтение близко к игре-драматизации и воспринимается детьми с большим интересом.
- Сопровождать чтение стихотворения игрой.
Рекомендуется подбирать к знакомым ребенку стихам соответствующие картинки. Картинки выкладываются, а взрослый читает одно из знакомых стихотворений.
В целях повторения и лучшего запоминания выученных стихов можно предложить такой прием работы. Выставляются несколько картинок или игрушек. Ребенок должен вспомнить про каждую из них стихотворение.  
20.04.2020г
17.04.2020г
Игры для развития речи детей 6-7 лет (нажать на название)
Советы учителя- логопеда родителям будущих первоклассников
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения
ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте.
Родителям следует обратить внимание на следующее:
1. Состояние звукопроизношения.
Ребенок к шести годам должен четко произносить все звуки.
2. Состояние фонематических процессов.
Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
3. Состояние грамматического строя.
Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
4. Состояние слоговой структуры слова.
Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.
5. Состояние словарного запаса
 В  словаре  6-7-летнего  ребёнка  должно  быть  около  2000  слов,  причём  среди  них  представлены  все  части  речи.  Если  вы  хотите,  чтобы  речь  вашего  ребёнка  отвечала  возрастной  норме,  а  словарь  был  достаточно  богатым,  старайтесь,  во-первых,  сами  говорить  правильно,  во-вторых,  больше  времени  находить  для  общения  с  ребёнком,  а  в-третьих,  заниматься  с  ним.
  1. Состояние связной речи
Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ и т. д.
    Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам
А также:
Развитие мелкой моторики - Часто  обучение  письму  вызывает  у  детей  наибольшие  трудности,  проблемы.    Для  того    чтобы  избежать проблемы,  нужно  решить    вопрос  с  готовностью  к  письму  непосредственно  руки. Лепка из пластилина замечательно  воздействует  на    мелкую  моторику.  Такие  упражнения,  как  застёгивать  и  расстёгивать  пуговицы,  пришивать  их,  пытаться  оторвать  (но  только  без  ущерба  для  одежды,  на  специальном  материале).  Полезно  развязывание  узелков  на  шнурках,  раскрашивание,  рисование  (фломастеры  не  рекомендуются),  графические  упражнения  (штриховка),  нанизывание  бус, бисероплетение,  собирание пазлов,  мозаики.
Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.
Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).
Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).
Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).
Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).
Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).
Если ребенок читает:
Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное.
Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.
Надеюсь, что все перечисленное выше
у вашего ребенка на «5+»
Если имеются проблемы – не огорчайтесь, есть специалисты, которые помогут Вам и вашему ребенку, главное -своевременное выявление нарушений и раннее начало коррекционных мероприятий.
В случае если речь школьника недостаточно развита, появляются проблемы в обучении ребенка письму и чтению (дисграфия – нарушение процесса письма и дислексия – нарушение процесса чтения).
В группу риска попадают следующие учащиеся:
- Если ребенок левша.
- Если он – переученный правша.
-Если ваш ребенок посещал логопедическую группу.
-Если в семье говорят на двух и более языках.
-Если ребенок слишком рано пошел в школу.
-Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
-Если нарушено звукопроизношение (возможны ошибки на письме: ребенок пишет то, что говорит).
-Если нарушено фонематическое восприятие (ребенок не может правильно повторить слоги, набор звуков).
У детей, владеющих навыком письма и чтения, особое внимание необходимо обратить на характер ошибок, логопедическими ошибками считаются:
-Смешение букв по оптическому сходству (т-п, а-о).
- Пропуски букв, слогов.
-Недописывание, наращивание слов.
Известно, что основное развитие речи происходит до 5 лет. После 5 лет происходит совершенствование речевых функций. Исходя из опыта ведущих педагогов, родителям будущих первоклассников можно дать следующие рекомендации:
- Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.
-Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.
- Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т.п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.
-Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.
Если ваш ребенок испытывает трудности в овладении письмом, ни в коем случае не ругайте его за множество ошибок, не упрекайте в лени и невнимательности. Это было бы равноценно, например, обвинению ребенка, страдающего церебральным параличом, в неуклюжести и неловкости. Если малыш уже претерпел школьные неудачи – двойки по русскому языку, жесткие требования учителя, насмешки одноклассников и у него сформировался устойчивый страх перед письмом, то преодоление этой проблемы потребует от вас особенно бережного внимания и кропотливого труда. Создайте дома щадящие условия – никакого постоянно работающего телевизора или громко играющего магнитофона. Навязчивый звуковой фон в квартире приучает ребенка отключать слуховое восприятие, не реагировать на звуки, рассеивает слуховое внимание, которое так важно формировать у школьника с нарушениями письма. Просмотр телепередач ребенком следует исключить полностью, лучше заменить их дисками, которые вы можете предварительно просмотреть сами и убедиться, что в их содержании нет ничего невротизирующего, возбуждающего, не соответствующего возрасту. Итак, родителям необходимо помнить, что развивая речь ребенка, мы закладываем основу для формирования высших психических функций (воображения, памяти, мышления), и, следовательно, для успешного обучения ребенка в школе.
Самое главное, что вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и
понимающим родителем и не берите на себя роль учителя.
Успехов вам!


07.10.2019г
Уважаемые родители, запомните эту схему
 и не путайте детей!
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом , мягкие — зеленым .
Чтобы нарисовать схему слова, нужно сначала определить количество слогов (сколько в слове гласных звуков, столько и слогов). Слоги бывают двух видов:
Слог-слияние (первый- согласный, второй гласный) МА МЯ


Слог-не слияние (первый гласный, второй согласный) АМ





29.09.2019г
Выполните с детьми следующие упражнения и задания по теме:"Осень"
"Был - стали - не стало" - был дождь - стали дожди - не стало дождей, было лист - стали листья - не стало листьев; и так далее со всеми словами.
"Назови ласково" - ветер - ветерок, дождь - дождик, лист - листочек, и так далее со всеми словами.
Составьте рассказ по картине, задавая вопросы по сюжету, ребенок должен отвечать полным предложением.




Далее вы можете увидеть иллюстрации по теме

Приметы осени


22.09.2019г
Готовим руку к письму         
         Наверное, первоклашкам труднее всего приходится на уроках  обучения грамоте. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины в том, что слабые мышцы кистей рук малыша быстро устают.
        К шести годам дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Можно предложить детям выполнить разные виды плетений из бумаги, ткани, тесьмы. Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макраме.
        Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми, когда они занимаются изготовлением бус из бумаги. Дети сами разрезают бумагу, скручивают ее в бусины, проклеивая ее конец, а затем нанизывают на нитку.
        Очень полезны для развития пальцев рук  ребенка рисование  и раскрашивание. Не рисуйте фломастерами: они не требуют  никаких усилий  от ребенка и не развивают мышц пальцев руки. Отдавайте предпочтение цветным карандашам и  восковым мелкам.
        Рисуйте или распечатывайте лабиринты, и пусть каждый ребенок «ходит» по ним, отмечая свой путь карандашом. Пусть ребенок сам нарисует лабиринт.
        Бывают картинки с пронумерованными точками, которые нужно соединять по порядку. Или просто точки без номеров, которые стоят достаточно близко, - некоторым детям нравится их соединять и потом раскрашивать и дорисовывать картинку.
        Используйте разнообразные трафареты. Не обязательно покупные – обводить можно что угодно. А получившиеся картинки очень интересно дорисовывать и заштриховывать.
18.09.2019г
Как пополнить словарный запас у детей 6-7 лет
        Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к 6-7 годам. Дальше ребенок будет «добирать» новые слова за счет прочитанных литературных произведений, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр. Многие чрезвычайно просты и не требуют более 10-15 минут времени.
        Предложите малышу игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря.
        По дороге домой. Взрослый предлагает ребенку называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».
        Что я загадал? Взрослый перечисляет признаки, свойства, предмета, возможные действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок».
        Загадай – мы отгадаем. Составление ребенком загадок-описаний.
         При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя в лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что иголки бывают швейными, медицинскими, иголками у ежа. Попросите ребенка объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса – длинная коса.
        Большое значение в обращении детского словаря работа по словообразованию. Ребенок начинает понимать, как образуются новые слова: названия детенышей животных, некоторых слов (почему цветок – подснежник, а гриб – подберезовик).
        Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря. Необходимо учить детей различать и подбирать слова, близкие и противоположные по значению слова (антонимы и синонимы).
        Скажи наоборот. Взрослый называет слово, а ребенок – противоположное ему по значению: толстый – тонкий, сильный – слабый, стоять – идти, война – мир и т.д.
        Продолжи цепочку. Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слов: пища – еда – корм – продукты; жилище – дом – квартира – здание; идти – шагать – топать – шлепать; веселый – озорной – смешной.
        Дети дошкольного возраста учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их значение (упражнения «Почему так называют?», «Скажи по-другому»).
07.04.2019г

"КАК МЫ УЗНАЕМ, ГДЕ ПРАВАЯ ИЛИ ЛЕВАЯ СТОРОНЫ?"

УЧЕНЫЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ЭТОТ ПРОЦЕСС СВЯЗАН С ВНУТРЕННИМ САМООЩУЩЕНИЕМ ЛЕВОЙ И ПРАВОЙ СТОРОН ТЕЛА. ЭТО СЛЕДУЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИНИМАТЬ ВО ВНИМАПРОЦЕССНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПОНЯТИЯМ «СПРАВА» «СЛЕВА». ПОЭТОМУ НАЧИНАЙТЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ИХ ТЕЛА И ТОЛЬКО ПОТОМ ПЕРЕХОДИТЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ОБУВИ, СТОРОН... ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

20.01.2019г



02.12.2018г

24.09.2018г
(нажмите на название)

10.11.2018г

Шпаргалка для родителей
"Золушка (играем с крупой)"
***
"Игры со спичками"
***
"Барабанщик"
***
"Самомассаж рук"
19.03.2018г
Действия родителей при остром начале заикания → Коррекция и профилактика заикания
Что делать родителям, если у ребенка появились запинки, заикание?


Профилактика заикания у детей.
Действия родителей при остром начале заикания.
Зачастую слишком обеспокоенные развитием своих детей родители путают заикание и физиологические итерации, встречающиеся у некоторых детей. Термин «физиологические итерации» произошел от латинского iteratio — повторение. У детей дошкольного возраста в результате несовершенства деятельности слухового и речедвигательного анализаторов в период формирования речи отмечается следующая ее особенность: дети повторяют некоторые звуки или слоги. Причем сами они не замечают подобных явлений. Период итераций сопровождается определенными особенностями речевого дыхания. Ребенок может начинать речевое высказывание в любую из фаз дыхательного акта: на вдохе, выдохе, в паузу между выдохом и вдохом. Нередко речевые высказывания детей сопровождаются выраженными вегетативными реакциями: покраснение, учащение дыхания, общее мышечное напряжение. Такие итерации не препятствуют нормальному речевому общению. Итерации наиболее ярко проявляются в период формирования фразовой речи. В тех случаях, когда итерации и речь на вдохе наблюдаются более полугода без тенденции к “сглаживанию” и далее к исчезновению этих феноменов, необходимо начинать коррекционную педагогическую работу в целях предупреждения заикания. Как правило, итерации возникают в гиперсензитивные фазы речевого развития:  1) 2,5-3,5 года. Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью; 2) 5-6 дет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста.
Необходимо помнить, что итерации – всегда несудорожного характера!
Сам факт появления судорожных запинок у детей свидетельствует о возникновении патологической функциональной системы речи. Дальнейшее течение заикания во многом зависит от компенсаторных возможностей нервной системы ребенка и правильных действиях родителей.  Любое усиление эмоционального возбуждения ухудшает состояние центральной нервной системы, способствуетзакреплению патологической функциональной системы речи. Основная задача родителей, если у ребенка возникло заикание: создать охранительный речевой режим и ритмизировать жизнь ребенка.
 Зачастую заикание у ребенка возникает на почве невроза из-за детских страхов. В этом случае на помощь могут придти средства арт-терапии, которые позволяют воздействовать на подсознание ребенка, избавляя его от страхов.
Что делать родителям, если у ребенка появились запинки, заикание?
Зачастую соблюдение нижеследующих правил в течение двух недель – месяца способствует исчезновению запинок, предотвращению возникновения хронического заикания. Однако, если в течение недели выполнения указанных рекомендаций, Вы не заметите улучшений, стоит обратиться к логопеду. В случаях отклонений от нормы речевого развития: в том числе, в сторону ускорения речевого развития, приведенные рекомендации необходимо стараться соблюдать в период всего дошкольного детства ребенка. Уважаемые родители, помните, заикание всегда легче предотвратить, чем корректировать!
1.    Не проявлять беспокойство, вызванное появлением судорожных запинок у ребенка, при нем; не обсуждать при ребенке возникшую проблему.
2.    Нормализовать режим сна и питания ребенка: желателен пролонгированный сон. Максимально «ритуализируйте» режим дня ребенка в этот период.
3.    Если появлению заикания способствовала окружающая обстановка, то постарайтесь ее сменить на более спокойную.
4.    Не перебивайте, не останавливайте ребенка, если он начал говорить.
5.    Следите за своей речью: говорите плавно, делая паузы. Ни в коем случае не кричите на ребенка в этот период!
6.    Составьте список ситуаций, обстановок, окружающих людей, которые усиливают или провоцируют запинки у ребенка. Старайтесь избегать того, что попало в Ваш список.
7.    При остром начале заикания полностью исключите просмотр телевизора (в том числе его не должны смотреть при ребенке другие члены семьи) и компьютерные игры.
8.    Снятию нервного напряжения способствуют игры с водой и песком (зимой – со снегом).
9.    Старайтесь не высказывать критических замечаний (насколько это возможно), не задавать вопросы ребенку в этот период.
10.    Если ребенок начал заикаться стремитесь к тому, чтобы надолго не расставаться с ребенком, проводить с ним как можно больше времени.
11.    Какое-то время следует не допускать также соматических перегрузок: не посещайте какое-то время спортивные секции.
12.    Особенно важны согласованные единообразные воспитательные воздействия в семье.
13.    Не следует “приучать” детей быть храбрыми. Не провоцируйте закрепление и усиление страхов у ребенка.
14.    Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять.
15.    Следует избавлять ребенка от возникших у него страхов, не давать ребенку фиксироваться на них: например, в виде каких-то пятен можно изобразить то, что испугало ребенка на кафеле в ванной комнате, чтобы затем ребенок смыл струей душа это изображение.
16.    Гармонизация состояния ребенка путем использования красок различных цветов. Рисование по мокрой бумаге, светлыми тонами красок, размывание изображения смягчают состояние ребенка. Желтый цвет бодрит, активизирует умственную сферу, синий успокаивает эмоции. Не следует использовать в совместном рисовании черный, серый, коричневый цвета.
17.    Для преодоления излишней робости полезно рисование на листах бумаги большого формата и широкой кистью, использование густой краски, рисование  руками.
18.    Для профилактики заикания полезно стимулировать у ребенка положительное отношение к происходящим дома событиям, с этой целью можно рекомендовать родителям совместное рисование приятных для ребенка ситуаций из домашней жизни (день рождения, совместная прогулка, бабушка жарит блины).
19.    Для организации ритма в режиме дня, а также преодоления возможно имеющегося дефицита внимания, полезно использовать «зрительную организацию дня» в виде расписания деятельности ребенка.
20.    Полезно разучивать с детьми детские песенки, петь с ребенком.
21.    Желательно избегать вербального контакта с ребенком (режим молчания), заменяя его невербальным (по крайней мере, в течение двух недель). Для общения с ребенком активно использовать картинки, пиктограммы, предметы-символы. Однако, если ребенок начинает говорить, то нельзя запрещать ему, стремиться лишь перевести его монологическую форму речи в диалогическую.
22.    Если ребенок сопротивляется выполнению каких-либо Ваших требований, следует переключить его внимание на другую деятельность.
23.    При остром начале заикания следует избегать любых эмоционально-значимых ситуаций для ребенка: например, поездка к бабушке, которую давно не видел ребенок; ПМПК; первый поход в детский сад.
24.    Не требовать от ребенка произнесения «трудных» слов, предложений, длинных и сложных по своей грамматической структуре; при остром начале заикания не проводить занятия по коррекции звукопроизношения.
25.    Запинки наиболее вероятны при произнесении малочастотных слов, поэтому следует ограничить ребенка от восприятия таких слов при остром начале заикания, чтобы у него не возникло желания «переспросить».
26.    Ежедневно проводить дыхательную гимнастику: на развитие физиологического и фонационного дыхания. Основная задача: увеличение объема вдоха и продолжительности выдоха.
27.    Полезно зачитывать и заучивать детям короткие, простые стихотворения, которые соответствуют возрасту ребенка.
28.    Выбор книг для чтения детям должен быть ограничен и строго соответствовать возрасту. Не стремитесь за количеством. Лучше читать ребенку одну сказку в течение недели, но в разных книгах.
29.    Ежедневно проводите двигательные игры с ритмизированными движениями.
30.    В период поступления в школу у некоторых детей может произойти рецидив заикания. Родителям следует предупредить учителей в школе о существующей проблеме. Ребенка нельзя спрашивать первым, настаивать на ответе, если ребенок молчит, требовать от него развернутых устных ответов.  Рекомендуется в первое время вызывать маленького школьника к ответам перед классом только с чтением стихов.
31.    Для предотвращения рецидивов заикания: при ослаблении ребенка после соматических или инфекционных заболеваний необходимо проведение щадящего общего и речевого режима.

Литература:
1.    Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998.
2.    Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии. / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989
3.    Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. - М.: В.Секачев, 2005

11.02.2018г
7 шагов к умению пересказывать и сочинять


Мы все учились в школе. Кто-то лучше, кто-то хуже. Но изложение и сочинение наверняка каждому запомнились своим коварством. Не простое это дело – ясно излагать и ясно мыслить...И ножки у него растут совсем не там – на уроке русского языка и литературы, когда учитель дает «рыбу» – план, по которому, как под копирку, в муках пишутся лишенные творчества труды, а в дошкольном возрасте.
«КТО ЯСНО МЫСЛИТ, ТОТ ЯСНО ИЗЛАГАЕТ», – CКАЗАЛ ШОПЕНГАУЭР, И С ЭТИМ НЕ ПОСПОРИШЬ
Именно в дошкольном возрасте речь и мышление идут рука об руку, стимулируя и взаимообусловливая развитие друг друга... читать дальше
29.11.2017г

"Игры со звуками и буквами"
Пяти- и шестилетние дети чувствительны к звуковой ткани речи, поэтому не составит особого труда научить их слышать звуки, складывать их в слова. Главное – делать это, играя.


   Но где же взять время? Оказывается, играть с ребёнком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая приёма у врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками... читайте дальше  


8.10.2017г.
"Трудности усвоения детьми связной речи" 
Понимание детьми связной речи взрослых, осознание ими слышимого звукового потока предшествует усвоению отдельных предложений, словосочетаний, слов, морфем, т. е. предшествует способности вычленять их из потока речи. Овладение связной речью невозможно без развития способности вычленять ее компоненты — предложения, слова и т. д. Чтобы помочь ребенку в развитии этой способности и тем самым облегчить ему усвоение связной речи, необходимо при подготовке дидактического языкового материала учитывать некоторые особенности словообразования и грамматических форм, которые обычно вызывают затруднения ... дальше

18.09.2017г
Поиграйте дома.(овощи,фрукты)
1.Игра «У меня, а у вас…»
У меня  лимон, а  у вас … (лимоны)
У меня  груша, а у вас  …
У меня  банан, а у вас  …
У меня яблоко, а у вас  …
У меня  персик, а у вас … 
Так же с овощами.
Игра "Великан и Гномик"У Великана в саду апельсин, а у Гномика – апельсинчик
У Великана в саду мандарин, а у Гномика  …
У Великана в саду банан, а у Гномика  …
У Великана в саду яблоко, а у Гномика  …
Так же с овощами.


 Игра "Сосчитай до 5"
Одна слива, две сливы, три …  четыре …  пять  …
Один банан, два банана, три …  четыре …  пять …
Так же с овощами.
  1. «Какой? Какая?» (перечислить признаки)
Лук какой? (круглый, твёрдый, гладкий, жёлтый снаружи, белый внутри, сочный, горький, полезный, злой)
Огурец какой?
Морковь какая?
Помидор какой?
Картофель какой? 
Так же с овощами.


06.02.2017г

Как учить детей запоминать стихотворение



источник


Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить и пересказать При выборе стихотворного материала надо, прежде всего, обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям.При заучивании стихотворных текстов можно пользоваться общими методическими рекомендациями, но вносить определенные поправки с учетом речевых особенностей ребенка: Читайте здесь



Дыхательная гимнастика для малышей 




Уважаемые взрослые! Выполняем дыхательные упражнения не реже 3-4 раз в неделю в течение 2-5 минут, повторяя каждое упражнение 2-3 раза. 
"Машинка"

Нарисуйте на листе бумаги дорожки:  прямую, волнистую и в виде восьмерки. Возьмите маленькую машинку. Вместе с малышом провезите машинку по дорожке, произнося при этом: "А-А-А", затем "О-О-О", "У-У-У", "И-И-И" - и сливая два гласных: "А-О", "А-У", три гласных: "А-О-У-И."
"Свеча"
Держите перед ребенком зажженную свечу. Попросите малыша задуть ее. Каждый раз увеличивайте расстояние между ребенком и свечкой. Второй вариант игры: нарисуйте на тонкой бумаге свечку с пламенем и вырежете ее. Попросите малыша дуть на бумажную свечку, чтобы "пламя" колыхалось.
Источник: "Альбом по развитию речи для самых маленьких" Батяевой С.В., Савостьяновой Е.В.

Комментариев нет:

Отправить комментарий