Добро пожаловать в мир звуков и букв.
старшая группа.
08.04.2025г
Тема: "Звук и буква В"
Уважаемые родители! Закрепляем с детьми пройденный материал. Звук "В" согласный (верхние зубы соприкасаются с нижней губой и создают преграду для воздушной струи). Характеристика звуков: "В" - согласный, твёрдый, обозначаем синим цветом;
"Доскажи словечко". Прибавить слоги ВА и назвать каждое слово полностью:
1. коро...(ва), гри...(ва), хал...(ва), дро...(ва), остро...(ва), крапи...(ва);
Звуковой анализ слогов ВА (при помощи фишек).
"Поймай звук".
Хлопнуть, услышав звук "В":
Верчу колеса, руль верчу.
Весельчака везу к врачу. (В. Берестов)
Воротилась Варвара из города,
Привезла новостей три короба.
Назвать слова на звук "В", поделить их на слоги, определить местоположение звуков "В".
Составление предложения со словами воробей и ворона, выкладывание схемы предложения.
- Выложить из палочек букву В.
1.04.2025г
Тема: "Звук ГЬ и буква Г"
Уважаемые родители! Продолжаем учить ребенка четко произносить звуки "Г"-"Гь", дифференцировать их на слух и в произношении.
1. Знакомство со звуком "Гь". Символ звука "Гь": маленькие гусята гогочут: гьгьгь... Характеристика звука: звук согласный, мягкий, обозначаем зелёным цветом.
2. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук "Г" или "Гь": м, б, г, в, г, г, п...; га, да, ма, бу, гу...; гараж, дорога, дерево, машина графин, гусь, стол; гь, дь, мь, гь...; гя, дя, мя, ди, ги...; гиря, диван, мишка, Гена.
3. "Повтори" за взрослым серию слогов: гла-гло-глу-глы...; агл-огл-угл-игл..., гдя-где-гдю-гди, где-гдю-гди-гдя; серию слов. Какой одинаковый звук в этих словах? Какое первое слово в ряду? Последнее: Гуси — гараж — гантели — графин — группа.
4. Выучить чистоговорки:
Гу-гу-гу — Гале помогу.
Гу-гу-гу — гуси на лугу.
Га-га-га — зеленые луга.
Га-га-га — дайте Гале пирога, пирога из творога.
Ги-ги-ги — Машенька, беги.
Ги-ги-ги — мы ели пироги.
5. «Скажи наоборот» (дифференциация звуков): гa-гя, го-...; ги-гы, гю... Назвать первый звук в словах. Уточнить с ребенком значение слов: газ, голова, гном, гений, гербарий, гигант. Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков "Г" и "Гь": горох, герой, гудок, гамак; Георгий, Гена, Геннадий, Галина.
6. «Один — много» (словообразование): бумага — бумаги; книга — книги; дорога — дороги. Изменить слово книга по падежам, обратить внимание, в каких словах встречается звук "Г", а в каких — "Гь". Это (что?) — ... книга. У меня нет (чего?) — ... книги. Дам другу (что?) — ... и т.д.
7. Подобрать слова по первому слогу. Назвать все слова с мягким первым звуком: ГИ: -ря, -гант...
25.03.2025г
Тема: "Звук и буква Г"
Уважаемые родители! Продолжаем учить ребенка четко произносить звук "Г"
1. Знакомство со звуком "Г". Отгадать загадку: Красные лапки, щиплет за пятки. Кто это? (Гусь). Какой первый звук в этом слове? Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука "Г": губки свободны; кончик языка опущен вниз, а задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу. Символ звука: гусь гогочет: ГГГ... . 2. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук "Г": м, б, г, в, г, г, п...; га, да, ма, бу, гу...; гараж, дорога, дерево, машина графин, гусь, стол; гь, дь, мь, гь...; гя, дя, мя, ди, ги...; гиря, диван, мишка, Гена.
3. "Повтори" за взрослым серию слогов: гла-гло-глу-глы...; агл-огл-угл-игл..., гдя-где-гдю-гди, где-гдю-гди-гдя; серию слов. Какой одинаковый звук в этих словах? Какое первое слово в ряду? Последнее: Гуси — гараж — гантели — графин — группа.
4. Добавить к целому слову первый звук "Г". Какое слово получится? Розы — грозы, рад — ..., речка — ..., Лина — ...
5. Выучить чистоговорки:
Гу-гу-гу — Гале помогу.
Гу-гу-гу — гуси на лугу.
Га-га-га — зеленые луга.
5. Подобрать слова по первому слогу. Назвать все слова с твердым первым звуком и с мягким первым звуком: ГА: -зета, -раж, -мак...; ГО: -лубь, -ры, -лод...;
6. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках. Придумать предложение с этими словами:
Голова на ножке,
В голове — горошки. (Горох)
Стоит под елкой крошка —
Только шапка да ножка. (Гриб)
Без рук, без топоренка
Построена избенка. (Гнездо)
7. Выложить из палочек букву Г.
18.03.2025г
Тема: "Звук БЬ и буква Б"
Характеристика звука [БЬ]: Звук [Бь] - согласный, мягкий, обозначаем зелёным цветом.
- Придумай и нарисуй САМ три картинки, в названии которых спрятан звук [Бь], рядом зарисуй схему и отметь позицию звука – (зеленый).
Слово дети не пишут, разбор его идет на слух. Вы читаете, записываете слово, рисуете схему, а ребенок отмечает цветными карандашами позицию звука (Билет, Бинт, поБеда). Определи, какой из двух звуков спрятался в каждом слове.
- Закончить предложения, добавив слова со звукм [Бь]: В магазине продаются разноцветные … (бинокли). В зоопарке живут… (белки, бегемоты, обезьяны).
- Игра «Поймай звук». Хлопнуть в ладоши, если услышат звук [Б] и топнуть ногой, если услышишь звук [Бь] в словах.- Игра «Кто больше придумает слов-признаков». Какой чертой обозначаются описывающие слова, отвечающие на вопрос какой, какая, какие? (Если ребенок затрудняется с правильным ответом, выучите с ним правильный ответ!): - Ответь, бельчонок (какой?) - маленький, пушистый, красивый, серый. - Бегемот (какой?) - …
11.03.2025г
Тема: "Звук и буква Б"
Закрепляем с детьми: характеристика звука [Б]: согласный, твердый, обозначаем синим цветом.
- Придумай и нарисуй САМ три картинки, в названии которых спрятан звук [Б], рядом зарисуй схему и отметь позицию звука – (синий).
Слово дети не пишут, разбор его идет на слух. Вы читаете, записываете слово, рисуете схему, а ребенок отмечает цветными карандашами позицию звука (Банан, Букет, Бант, оБувь, азБука, ЛюБа, дуБы).
- Игра «Живые звуки». Родитель произносит слог АБ и спрашивает: Сколько всего звуков услышал (а)? Какой первый звук? ([А] — гласный), второй? ([Б] — согласный, твердый, звонкий). Одновременно на столе выкладывают квадратиками схему слога АБ. Потом родитель произносит слог БА и спрашивает: — Что изменилось? Разбирается новый слог и на столе выкладывается новая схема.
- Закончить предложения, добавив слова со звуком [Б]: Люба любит есть … (бананы). В магазине продаются разноцветные … (бусы). Белка готовит к зиме … (бобы). Боря слепил на улице снежную … (бабу). Бабушка носит на шее большие, красивые … (бусы).
- Игра «Поймай звук». Хлопнуть в ладоши, если услышат звук [Б] - Игра «Кто больше придумает слов-признаков». Какой чертой обозначаются описывающие слова, отвечающие на вопрос какой, какая, какие? (Если ребенок затрудняется с правильным ответом, выучите с ним правильный ответ!): - Ответь Бабочка (какая?) - … - Бобр (какой?) - … и т.д.
04.03.2025г
Тема: "Звуки Д-ДЬ и буква Д"
Закрепляем с детьми :
Большой дятел (пулемет) стучит: Д-Д-Д. Маленький дятел (пулемет) стучит ДЬ-ДЬ-ДЬ. Произнесение звуков «Д» и «Дь» с наблюдением за положением артикуляции в зеркале и при тактильно-вибрационном контроле ( рука на горлышке). Характеристика звуков «Д» и Дь: звук «Д» – согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом; звук «Дь» – согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом. В чем сходство звуков «Д» и «Дь»? (согласные, звонкие). В чем отличие? («Д» – твердый, «Дь» – мягкий). Развитие фонематического слуха. Произнесение слоговых рядов вслед за взрослым – игра «попугай»: да-ду-ди-да; ди-ди-ду-да; де-ди-дэ-до
Закрепление звуков Д и Дь в слогах. Звуковой анализ слогов ДО, ДИ, слова ДОМ.
Закрепление звуков Д и Дь в словах. Определение места звука «Дь» в словах ДЯТЕЛ, ДЕДУШКА, ХОЛОДИЛЬНИК, РАДИОПРИЕМНИК и др.
Закрепление звуков Д и Дь в предложениях. Составление предложений со словами ДЫНЯ и БУДИЛЬНИК. Анализ составленных предложений, выкладывание схемы.
Закрепление звуков «Д» и «Дь» в тексте. Выделение из текста слов со звуками «Д» и «Дь»:
Дятел жил в дупле пустом;
Дуб долбил, как долотом;
День долбил, два долбил,
В небо носом угодил. (С. Маршак)
Выложить из палочек букву Д
11.02.2025г
Тема: "Звук КЬ и буква К"
Уважаемые взрослые!
- Знакомство со звуком [К']. Символ звука: идет мелкий дождик: кькькь... Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой, обозначаем зеленым цветом.
«Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К']»: кь, мь, ть, кь...; ки, ми, ви...; акь, амь, окь...; кит, мыло, кирпич, кино, стул.
- Дифференциация звуков [К] — [К']. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: ка-кя, ко-...; кю-ку, ки-... Повторить за взрослым слоговой ряд: ка-ка-кя, кя-ка-ка, кя-кя-ка, ка-кя-кя, ка-кя-ка, кя-ка-кя.
- Назвать лишнее слово в ряду слов (по наличию в них звуков [К] и [К']): капуста, кошка, кино, корова; кеды, кегли, кисть, куст.
- Знакомство с буквой К.
Клюв раскрыла буква К —
Хочет скушать паука (В. Ковшиков)
На что еще похожа буква К? Игры с буквой.
- Звуко-слоговой анализ слов из фишек; выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами: маки, кино.
04.02.2025г
Тема: Звук ТЬ и буква Т"
Уважаемые взрослые!. Знакомство со звуком [Т']. Символ звука: часы тикают: тьтьть.... Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый квадрат.
«Хлопни в ладошки, ее услышишь звук [Т']»: ть, и, мь, ть, а, ть...; тя, те, мя, ми; ать, оть, умь...
Дифференциация звуков [Т] — [Т'].
«Скажи наоборот»: та-тя, то-те, ту-тю...; тю-ту, ти-...
Договорить последний звук в слове ([Т] — [Т']): самоле..., парашю..., гуля..., писа...
Дидактическое упражнение «Подари подарки Тиму и Тому» (подобрать слова со звуками [Т] и [Т']).
Звуковой анализ слова: Тим
28.01.2025г
Тема: Звук ПЬ и буква П"
Уважаемые взрослые!
Знакомство со звуком [П']. Символ звука: маленький чайник кипит: пьпьпь...
Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой, обозначаем зеленым цветом.
«Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П']»: пь, ть, мь, пь...; пя, мя, пи, ти...; перо, пила, молоко, пироги, корова...
Дифференциация звуков [П] — [П']. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»: п, пь, пь, п...
«Скажи наоборот»: па-пя, по-...; пя-па, пи- ...
21.01.2025г
Тема: "Звук ХЬ и буква Х"
Уважаемые взрослые! Закрепляем с детьми пройденный материал. Звук «Xь» (детям весело, они смеются: хьхьхь...) - согласный, мягкий, обозначаем зелёным цветом.
«Хлопни в ладошки, если услышишь звук звук «Xь»: хь, мь, пь, хь...; хя, хе, мя, пи...; апь, ахь…;
Отгадать загадки, разделить слова-отгадки на слоги (какое слово самое длинное?), придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги. Назвать первый звук в словах:
Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
С красным гребнем, зерно клюет, голосисто поет. (Петух)
хитрый, молоко, химия, машина, хирург.
«Скажи наоборот»: ха-хя, хо-...; хю-ху, хи-...
Выложить из палочек слово мох
14.01.2025г
Тема: "Звук и буква Х"
Уважаемые взрослые! Закрепляем с детьми пройденный материал. Звук «X»: губки и зубки свободны; кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха (девочка греет замерзшие ручки: ХХХХХ..., на плавном длительном выдохе) - согласный (язычок создает преграду воздуху), твёрдый, обозначаем синим цветом.
«Хлопни в ладошки, если услышишь звук «X»: х, п, м, х...; ха, хо, пу...; ах, ом, ух...; хлеб, молоко, батон, мох, ухо...;
Повторить за взрослым серию слогов: ах-ох-ух-их; ха-хо-ху-хы...
Договорить последний звук в слове. Взрослый называет начало слова, а ребенок — только последний звук в слове: пету..., пасту..., отды..., запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...
Отгадать загадки, разделить слова-отгадки на слоги (какое слово самое длинное?), придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги. Назвать первый звук в словах:
Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
С красным гребнем, зерно клюет, голосисто поет. (Петух)
Выучить чистоговорки:
Ха-ха-ха — испугали петуха.
Ху-ху-ху — ели мы уху.
Их-их-их — ветерок затих.
Ох-ох-ох — зеленый мох.
Выложить из палочек букву Х
24.12.2024г
Тема: "Звуки и буквы П-К-Т"
-Произнесение, сопоставление и характеристика звуков П,Т,К. Вспомнить характеристику звука П – согласный, твердый, глухой. Звука Т - согласный, твердый, глухой. Звука К - согласный, твердый, глухой. Похожи ли звуки П,Т,К ? Чем? - Похожи: все согласные, глухие, твердые!
Но все-таки они различаются звучанием! И положением язычка и губ во время произнесения.
-Игра «Попугай»
Повтори за мной
ПА-ТА-КА ПА-КА-ТА
ТА-КА-ПА ТА-ПА-КА
КА-ПА-ТА КА-ТА-ПА
(то же самое с гласными У, И).
4. А теперь повторяй за мной словечко – и называй в этом словечке первый звук!!!
ПЛИТА – П КОТ - К
ПАУК – П ПОПУГАЙ – П
КОНФЕТА – К ТАПКИ – Т
ТАНК – Т ТОПАТЬ - Т
КАЛИТКА – К КУХНЯ – К
ТАХТА – Т КУБИКИ – К
-Анализ слогов ПА, ТА, КА, ПУ, ТУ, КУ, ПИ, ТИ, КИ (можно одно слово – КИТ, ТАК, КОТ
17.12.2024г
Тема: "Звуки и буквы К-Т"
-Учить дифференцировать звуки и буквы К — Т.
-Учить правильно употреблять их в слогах, словах и предложениях.
-Закрепить умение выделять звуки из начала и конца слова.
-Учить звуко-буквенному анализу и синтезу.
-Развивать память, внимание, мышление, фонематическое восприятие.
Упражнение «Звуки „К” — „Т”».
Чем похожи звуки «К» — «Т»? (Они согласные, твердые, обозначаются синим кружочком.).Чем отличаются звуки «К» — «Т»? (У них разная артикуляция.).Уточнить артикуляцию, попросить детей произнести звуки перед зеркалами.
Игра «Повтори, не ошибись».
- Та-та-ка.
- То-то-ко.
- Ка-ка-та.
- Ко-ко-то.
Предложить детям повторить чистоговорки с хлопками или под стук мяча:
- Ат-ат-ат — Таня ест салат.
- От-от-от — Толя пьет компот.
- Ит-ит-ит — у меня живот болит.
- Эт-эт-эт — выключают свет.
- Ут-ут-ут — в комнате уют.
- Ак-ак-ак – под корягой рак.
- Ок-ок-ок – Коля выпил сок.
- Ук-ук-ук – Клава ела лук.
- Ик-ик-ик – на полке много книг.
- Та-ка-та-ка — в кувшине много молока.
- То-ко-то-ко – пьем парное молоко.
- Ту-ку-ту-ку — слава, слава молоку.
10.12.2024г.
Тема: "Звук и буква К"
Вспомнить ранее изученных гласные и согласные звуки.
- Отгадывание звука "К" после проговаривания слов: фартук, маяк, дворник, физкультурник, школьник.
- Характеристика звука "К": согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом;
- Воспроизведение слоговых рядов:
КА-КО-КУ-КЫ АК-ОК-УК-ЫК
КО-КУ-КЫ-КА ОК-УК-ЫК-АК
КУ-КЫ-КА-КО УК-ЫК-АК-ОК
КЫ-КА-КО-КУ ЫК-АК-ОК-УК
- Игра «Живые звуки» — формирование навыков звукового анализа, составлен схем обратных слогов: ОК УК ИК АК ЫК
- Выделение звука "К" в начале и в конце слова.
- «Телеграф» — деление слов на слоги.
- Придумывание имен на звук "К" (Катя, Коля);
- Составление предложений детьми: Катя читает книгу.
- Игра «Закончи слово»: ма., като., вено., то., бы., индю., вени., тан., гама., пау., ботино., охотни., котено., мая., валено., утено., учени., воротни. .
- Выложить их палочек букву К
03.12.2024г
Тема: "Звук и буква Т"
Уважаемые взрослые! Закрепляем знания детей о звуке "Т": согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом.
- Воспроизведение слоговых рядов:
АТ-ОТ-УТ-ЫТ ТА-ТО-ТУ-ТЫ
ОТ-УТ-ЫТ-АТ ТО-ТУ-ТЫ-ТА
УТ-ЫТ-АТ-ОТ ТУ-ТЫ-ТА-ТО
ЫТ-АТ-ОТ-УТ ТЫ-ТА-ТО-ТУ
- «Живые звуки» — звуковой анализ, преобразование, составление схем обратных слогов: АТ > ОТ > УТ > ИТ > ЫТ.
- Выделение звука "Т" на слух из слов, определение места звука: хвост, торт, транспорт, парашют; выделение «лишних» слов (банан, паук, мак).
- «Телеграф» или «Прошагаем слова» (кот, кит, бант, бинт, билет, бегемот, лифт, хобот, букет, автомат).
-"Один-одна; два-две": закрепление согласования количественных числительных один, одна, два, две с существительными.
- Подбор имен на звук "Т": Аня, Тома, Лена — Тома; Коля, Ваня, Толя — Толя.
- «Закончи слово звуком "Т»: Ко., ки., бан., бин., бале., биле., буке., паке, кюве., хобо., лиф., хвое., мос., кус. .
- Выложить из палочек, вылепить из пластелина, вырезать из бумаги или нарисовать букву Т.
26.11.2024г
Тема: "Звук и буква П"
Уважаемые родители! Закрепляем знания детей о звуке "П" и букве П, для этого предлагаю следующие игры и упражнения:
-«Слушай, повторяй». Взрослый просит ребёнка послушать и повторить за ним ряды слогов: ап-ап-уп, уп-уп-ип, ип-ип-ап. И т.д.
-Произнесение звука "П": воздух не выходит свободно, встречает преграду, и эта преграда — губы. Значит, звук "П" — это согласный, твёрдый.
Повторение характеристики ребёнком:
Звук "П" — согласный, твёрдый обозначаем его синим цветом.
- Знакомство с буквой П. Выкладывание буквы из счётных палочек.
Буква П — дверной проем.
Мы три палочки возьмем.
Две дорожкой ровной сложим.
Третью наверху положим. (Т. Куликовская)
- «Хлопай, не зевай» (развитие фонематического слуха). Взрослый произносит ряд слогов, ребёнок хлопает в ладоши на слоги со звуком "П".
- Закрепление звука в слогах. Взрослый произносит утрировано слоги АП, УП. Ребёнок называет звуки в слогах, характеризует их и выкладывает схемы.
- Закрепление звука в словах. Определение места звука "П" в словах укроп, микроскоп, суп и т.д. (в начале слова, в середине слова, в конце слова).
- Закрепление звука в предложениях. Составление предложений по односюжетным картинкам со словами: суп, микроскоп. Работа проводится без употребления слова «предложение». Взрослый может дать ребёнку вопрос-инструкцию: «Что ты видишь на картинке?»
- Закрепление звука в тексте. Повторение вслед за взрослым.
Уп-уп-уп — у Вани вкусный суп.
Ип-ип-ип — к нам пришел Филипп.
19.11.2024г
Тема: "Звук и буква Н"
Звук «Н» - согласный, твердый, звонкий,обозначаем синим цветом.
- Выбери из ряда 3 слова со звуком «Н»: вишня, лимон, слива, киви, ананас, персик, банан.
- Как звучит «Н» (твёрдо или мягко)?: Надя, нитки, нос, небо, няня, норка, нет, ножик
- Где стоит «Н»? (начало, середина, конец): ночь, вагон, коньки, лимон, санки, нить.
- Назови 3 слова, начинающиеся со звука «Н»: 3 части тела (ногти, ноги); 3 имени людей (Надя, …); 3 предмета для шитья (напёрсток, …).
- Проговаривай: «Носорог бодает рогом, не шутите с носорогом».
- Выложить из палочек букву Н.
- Выучить отрывок из стихотворения С.Я. Маршака "Декабрь"
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла,
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила....
12.11.2024г
Тема : "Звук и буква М"
Уважаемые родители! Закрепляем знания детей о звуке "М" и букве М.
1. Развитие артикуляционной моторики:
- «Окошко» (рот открыть и удержать под счет до пяти);
- «Обезьянки» (движение нижней челюстью вправо — влево);
- «Почесывание» верхней и нижней губы зубами;
- «Болтушка» (широким языком производить по верхней губе движения вперед-назад, произнося звуки: бл-бл-бл...);
- «Хомяк» (надувание обеих щек).
2. Работа над развитием дыхания и голоса. Игра на губной гармошке: вдохнули и протяжно выдохнули в гармошку — чей звук длиннее? Затем дети кладут гармошки на стол, вдыхают и на выдохе произносят: А______0______У______ .
3. Звук "М" — согласный, твёрдый, обозначаем синим цветом.
4. Буква М (выложить букву из палочек):
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я — Это мы»,
А между тем получилась буква М. (А. Шибаев)
05.11.2024г
Тема:"Звук и буква Ы"
Знать характеристику звука «Ы»: звук «Ы» - гласный, обозначаем красным цветом; в словах он бывает только в середине (мышь, бык, сын) или в конце слов (усы, грибы).
Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук «Ы»: дырка, зима, сыр, лужа, дети, сады, крыша, лимон, шары, зайка, дуб, дубы, рыбка.
Послушай слова со звуком «Ы» в середине, запомни и повтори:
- тыква, рыбка;
- пыль, бык, сын, мышь;
- был, жил, мыл;
Послушай слова со звуком «Ы» в конце, запомни и повтори:
- коты, листы;
- носы, усы, весы;
- львы, швы, шары, шкафы.
Где стоит звук «Ы» в слове? (в середине или в конце): крыша, комары, кусты, крысы, рыба, шары, лыжи.
Выбери из ряда слов слова со звуком «Ы»: бак-бык-бок, рис-рысь, сыпь-суп, сон-сын-сам, лыжи-лужи-лежи, мишка-мышка-мошка.
Выучи и проговаривай:
«Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы».
Назови 3 слова со звуком «Ы».
Выложи из палочек букву Ы
29.10.2024г
Тема: "Звук и буква Э"
1. Взрослый произносит ряд слов, а ребенок слушает внимательно и называет слово, которое отличается от остальных по своей слоговой структуре: мак — бак — так — банан; сом — ком — индюк — дом; лимон — вагон — кот — бутон; мак — рак — веник — бак.
2. Знакомство со звуком [Э]. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:
Живет без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Эхо)
3. Артикуляция звука [Э]: губки в улыбке; зубки сближены; широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята; горлышко «работает». Характеристика звука [Э]: звук [Э] - гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха), обозначаем красным цветом.
4. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э]»: э, а, э, у, о, э...; эх, ах, ух, эх...; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.
5. Повторить за взрослым серию слогов: птэ-ктэ-бдэ-гдэ; ктэ-бдэ-гдэ-птэ.
6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]): автобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики.
7. Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма).
8. Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение: эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.
9. Знакомство с буквой Э.
Буква Э открыла рот: то ль зевает, то ль поет. (О. Гофман). На что еще похожа буква Э? Буква Э из пальцев: большой и указательный пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки — «язычок» буквы Э.
22.10.2024г
Тема:"Звук и буква И"
- Дыхательная гимнастика. Вдохни через нос и выдохни через рот, сделав губы расслабленными. Выдыхая, долго произноси звук "ИИИИИИИ".
- Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Умный ослик», «Расческа», «Маляр».
- «Какой звук?». Какой звук слышится в начале слов: аист, улыбка, улица, апельсин и т.д.
- «Новый звук». Однажды фея Фонетика гуляла на лугу и увидела там маленького жеребенка. Он бегал и звал маму: «ИИИИИИИ!». Какой звук услышала фея Фонетика? Она решила познакомить нас со звуком "ИИИИ". Улыбнемся друг другу, посмотрим на губы друг друга. Губы в улыбке, произнеси звук "ИИИ". Воздух встречает преграду? (Нет.) Значит, это звук гласный или согласный? (гласный)
- Упражнение «Гласный звук "И"». Поём звук "И" от тихого к громкому, от громкого к тихому.
- «Поймай звук». Взрослый произносит звуки гласные, услышав звук "И", ребенок хлопает в ладоши (ловит).
- Речь с движением:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
А сейчас мы дружно вместе
Сделаем вот так… (Поднимаем руки вверх и произносим громко ИИИ). Игра повторяется 3-4 раза с изменением движений, громкости и длительности произнесения звука ИИИИ.
- «Какой звук слышится в начале слова?» (Ира, искры, ива, индюк, игрушки, иглы, ирисы).
- Выложить из палочек букву И.
15.10.2014г
1.. Артикуляционная гимнастика:
- «Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта.
- «Почесывание» нижней и верхней губ зубами.
- Высунуть язык, «покусать» его зубами, произнося: дя-дя-дя-дя…
2. Пальчиковая гимнастика «По ягоды»:
Мы шли-шли-шли (шагают пальчиками по столу),
Землянику нашли (изображают землянику).
Раз, два, три, четыре, пять («Пальчики здороваются»),
Мы идем искать опять (шагают пальчиками по столу).
3. Звук "О" — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук "О", губы округлены. Звук "О" обозначается красным цветом (овалом).
- Подними руку, когда услышишь звук "О": О — И — У — О — А — И — О — И — О — У — А — И -О — И — О -У — О.
- Выучить слова с первым звуком "О": осы, осень, окна, обувь, Оля, окунь, ослик, облако, обруч, озеро, отпуск, очередь, остров.
4. Подобрать картинки наклеить (нарисовать) предметы, в названии которых первый звук "О".
5. Выкладывать из палочек букву О
08.10.2024г
Тема: "Звуки и буквы А-У"
01.10.2024г
Тема: "Звук и буква А"
Знать: звук "А" – гласный, тянется и поется, мы его обозначаем большим красным кружочком. Поиграть с детьми в следующие игры и упражнения:
1. Хлопнуть в ладоши, когда услышишь слово со звуком «А»: Азбука, зубы, астры, нитки, стул, аист, Аня, лук, осень, аптека, котик, автобус, армия, руки, акула.
2. Вспомнить и назвать три слова, начинающиеся со звука «А»: ...
3. Выбери из пары слов со звуком "А": сумки – санки, лапы – липы, лиса – лицо, астры – остры, билет – балет, Маша – мыши.
4. Прочитать детям, выучить (по желанию)
«Аист азбуку учил и пятерку получил».
«Что везешь, автомашина?
Все, что есть на букву А,
Вот арбузы, апельсины, абрикосы и айва».
5. Наклеить или нарисовать картинки, название которых начинается со звуком «А».24.09.2024г.
Тема: "Звук и буква У"
1. Звук «У» гласный,
потому что его можно петь и воздух из ротика выходит свободно, не встречая
преград, обозначаем его маленьким красным кружочком. Повторите с ребёнком
правило:
«Звуки мы
произносим и слышим,
А буквы – видим,
пишем и читаем!»
2. Повторите
стихотворение про букву У:
У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.
Удобная буква! Удобно в ней то,
Что можно на букву повесить пальто.
3. Повторите загадку:
Кто на себе свой дом носит?
4. Повторите
скороговорку:
«У осы не усы, не усищи, а усики!»
5. Нарисуйте или
наклейте картинки с этим звуком (например: утка, стул, лук,
кенгуру). Отметьте этот звук красным кружком (красный
– гласный).
6. Повторите с
ребенком стихотворение А. Плещеева «Осенью»:
Осень наступила, высохли цветы
И глядят уныло голые кусты…
Комментариев нет:
Отправить комментарий