Добро пожаловать в мир звуков и букв.
подготовительная к школе группа.
01.11-07.11. 2025г
Тема: "Звуки Н-НЬ. Буква Н"
1. Артикуляция звука [Н]: губки свободны; зубки видны, но не сомкнуты; язычок кончиком прижат к верхним зубам; воздух проходит через носик; горлышко «работает». Символ звука: погоняем лошадку: «Но...». Характеристика звука: звук согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим квадратиком с колокольчиком.
2. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н]»: н, п, б, н, м, м, н...; на, па, ан, он, мы, ну...; Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина. Повторить за взрослым слоговой ряд: на-но-ну-ны; ан-он-ун-ин...
3. Выучить чистоговорки:
На-на-на — лампа у окна.
Ну-ну-ну — саночки тяну.
Он-он-он — телефон.
Ан-ан-ан — это барабан.
Ин-ин-ин — это магазин.
4. Знакомство со звуком [Н']. Подобрать родственные слова к слову небо (небосвод, небесный, небушко). Какой одинаковый первый звук во всех этих словах? Символ звука: девочка грозит пальчиком: «Ни-ни!»... . Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зелёным квадратиком с колокольчиком.
5. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н']»: нь, вь, пь, нь...; ви, ни, ань, акь...; Нина, нитки, Кира, плетень, Вика, студень, огонек, собака.
Выучить чистоговорки:
Ни-ни-ни — звонок, звони.
Ень-ень-ень — теплый день.
6. Дифференциация звуков [Н] — [Н']. Назвать первый звук в словах: Нина, нитки, ноты, носок, небо. Назвать последний звук в словах: стакан, диван, день, плетень, телефон, студень, карман...
7. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: на-на-на — ня-ня-ня; ны-..., ну-..., но-...; ня-ня-ня — на-на-на; не-...
8. Дидактическое упражнение «Подарить подарки Нине и Нате» (вспомнить слова со звуками [Н] и [Н']). Составить предложения про Нину и Нату, используя предлоги на, над. В предложениях найти слова со звуками [Н] и [Н']: В небе летит самолет. У Наташи красивая кукла. У носорога рог. Катя порвала нитку.
9. Знакомство с буквой Н.
Н похожа на насест.
Есть, где курочке присесть (В. Ковшиков)
10. Анализ слов Ната, Нина (составление схем из фишек, выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами). Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки. Что надо сделать, чтобы слово «нота» «превратилось» в слово «Ната»? (нота — Ната; нота — ноты; ива — Иван...). Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом у Ната и Нина:
«Нина и Ната дома. Вот Ната. Тут Нина. У Нины ноты. Вата у Наты. На, Ната, ноты. На, Нина, вату».
27.10-01.11.2025г.
Тема:"Звуки М-МЬ и буква М".
1. Знакомство со звуком [М]. Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]: губки сомкнуты без напряжения; воздух выходит через нос; горлышко «работает». Символ звука [М]: корова мычит: МММ... Звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим цветом.
2. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки». Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах): м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы; мак, Оля, муха, дом, суп, мука;
3. Взрослый произносит слова, голосом выделяя в них звук [М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах: мак, муха, машина, мыло; дом, сом, ком, лом.
4. Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:
— в начале слов: мак, муха, маска, марка;
— в конце слов: дом, сом, альбом;
— в середине слов: сумка, самолет, лампа.
5. Вспомнить вместе с ребенком: месяцы года, в названии которых есть звук [М] (март, май); время года, в названии которого есть звук [М] (зима).
6. Закончить предложения (согласование местоимений с существительными): Это моя... (шапка). Это мой... (дом). Это мое... (пальто). Это мои... (книги).
7. Знакомство со звуком [М']. Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?» — «Теленок». Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь... Затем знакомит ребенка с символом звука [М']: теленок мычит: мьмь... Характеристикой звука: согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зеленым цветом.
8. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М']»: мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме; мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.
9. Дифференциация звуков [М] — [М']. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]»: м, мь, мь, м...; ма, мя, ми, му...; ам, омь...; мяч, муха, мак, Миша…
10. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом: взрослый произносит слог с твердым согласным звуком [М], при этом кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком [М'], возвращая мяч взрослому, и т.д.): ма-мя, мо-..., му-..., мы-...; мя-ма, ми-..., мю-..., ме-...
11. Ребенку предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [М] ([М']): Миша, Марк, Марина, Мирон...
12. Выучить чистоговорки:
Ма-ма-ма — дома я сама.
Му-му-му — молоко кому?
Мо-мо-мо — едим эскимо.
Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми — поем ноту ми.
Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.
13. Знакомство с буквой М:
Буква М с двумя горбами,
Как верблюд — смотрите сами! О. Гофман
На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные — сжать в кулачок. Игры с буквой.
14. Анализ слогов: АМ, МА. Составление схем из фишек. Составление из букв разрезной азбуки слогов АМ, МА. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.
20.10-24.10.2015г
Тема: "Звуки Б-БЬ и буква Б".
Знакомство со звуком [Б]. Артикуляция звука [Б]: губки сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выходом воздуха; горлышко «работает». Символ звука: стук большого барабана: ББББ... . Характеристика звука: звук согласный (губки создают преграду воздуху), твердый, звонкий, обозначаем синим квадратиком с колокольчиком.
«Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Б]»: д, т, б, б...; да, ба, ду...; баран, корова, бык, забор, сорока...
Договорить в словах последний слог: БА: вер..., из..., гу..., тру..., стрель..., борь...; БЫ: тру..., гу..., клум..., тум..., из...
Подобрать слова к первому слогу: БА: -тон, -гаж, -лет...; БУ: -кет, -мага, -тылка, -тон...; БО: -ря, -бик...
Подобрать родственные слова к слову: баба — бабушка, бабуля...
Выучить чистоговорки:
Ба-ба-ба — новая труба.
Бу-бу-бу — взяли мы трубу.
Бы-бы-бы — нет трубы.
Знакомство со звуком [Б']. Символ звука: стук маленького барабана: бь, бь, бь... . Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зеленым квадратиком с колокольчиком.
«Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Б']»: бь, дь, ть, бь...; бя, бе, ди, те...; кошка, бегемот, бизон, корова, обида...
Дифференциация звуков [Б] — [Б']. Определить на слух лишнее слово в ряду ([Б] или [Б']): баран, бусы, бочка, бегемот; белый, белка, бык, бизон.
Подобрать слова со звуками [Б] и [Б'], разделить их на слоги. Составить предложения с этими словами.
Выучить скороговорки:
Все бобры добры для своих бобрят.
Баран-буян залез в бурьян.
Знакомство с буквой Б:
Б — большая бочка с краном,
Пьем из бочки утром рано (В. Ковшиков)
На что еще похожа буква Б? Игры с буквой. Звуковой анализ слов (составление схем слов из фишек, анализ): баба, Бим. Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.
13.10-17. 10. 2025г
Тема:"Звуки П-ПЬ и буква П".
Знакомство с понятием "СЛИЯНИЕ"
Знакомство со слогом – слиянием.
Вы, конечно, знаете, что звуковичок [П] – согласный. А звуковички – согласные петь не умеют. Звуковичок [П] очень из – за этого огорчался. Каждое утро он просыпался с мыслью о том, как бы научиться петь. Однажды звуковичок услышал пение гласных и решил попросить у них помощи. Девочки с радостью согласились ему помочь:
– Мы обязательно научим тебя петь! – сказали они.
– Только не мог бы и ты помочь нам? Мы такие слабенькие… И нам так бы хотелось, чтобы иногда кто-нибудь шел перед нами, защищая от трудностей и опасностей…
– Я с радостью помогу вам! – ответил звуковичок [П], протянул свою руку гласным и встал перед ними вот так:
С тех пор многие звуковички – мальчики и девочки – дружат между собой. Если звуковички дружат, то они вместе поют одну песенку. Но когда звуковички не дружат и стоят по-другому, пения у них не получается.
Звуки "П-Пь", буква П
Знакомство со звуком [П]. Артикуляция звука: вначале губки сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха; горлышко «молчит». Символ звука: самовар кипит: ПППП.... Характеристика звука: звук согласный (губки создают преграду воздуху), твердый, глухой, обозначаем синим цветом.
«Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»: п, м, т, м, п...; па, ма, мы...; ап, оп, ум...; Паша, Павел, Катя, Маша, Поля, Полина, Павлик, Соня, Павлуша, Прокоп, Прокопушка, Ваня... Назвать полные и уменьшительные имена, начинающиеся на звук [П].
«Скажи наоборот»: па-ап; по-...; ...ап-па; оп-...
Выучить чистоговорки:
Па-па-па — на столе крупа.
Пы-пы-пы — нет крупы.
Оп-оп-оп — все в ладоши хлоп.
Уп-уп-уп — мы ели суп.
Знакомство со звуком [П']. Символ звука: маленький чайник кипит: пьпьпь... Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой, обозначаем зеленым цветом.
«Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П']»: пь, ть, мь, пь...; пя, мя, пи, ти...; перо, пила, молоко, пироги, корова...
Подобрать слова по первому слогу: ПИ: -ла, -рог...; ПЕ: -рец, -чень, -карь...
Дифференциация звуков [П] — [П']. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»: п, пь, пь, п...
«Скажи наоборот»: па-пя, по-...; пя-па, пи- ...
Знакомство с буквой П.
По тропинке из ворот
Детский сад пошел в поход (О. Гофман)
На что похожа буква П? Буква П из пальцев: указательные пальцы опущены вниз, кончики больших пальцев соединены, остальные пальцы — сжаты в кулак. Игры с буквой.
Звуковой анализ слова папа (составление схемы из фишек, нахождение повторяющихся звуков), составление слова из букв разрезной азбуки, нахождение одинаковых букв. Чтение, письмо печатными буквами под диктовку.
06.10-10.10.2025 г
Тема:"Звуки и буквы И-Ы"
Задание 1. Знакомство со звуком [И]. Взрослый загадывает ребенку загадку, просит ее отгадать, назвать первый звук в отгадке.
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [И]: когда мы произносим звук [И], то:
— губки — «в улыбке»;
— зубки сближены, но не сомкнуты;
— язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;
— горлышко «работает» (рука ребенка для контроля лежит на горлышке).
Взрослый объясняет: звук [И] — гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); а для его обозначения используется красный кружок. Взрослый знакомит ребенка с символом звука [И]: ослик кричит: ИИИ...
Задание 2. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки». Взрослый произносит разные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладошки только в том случае, если услышит звук [И]: и, п, м, и, и, в, и...
Задание 3. Взрослый называет слова, голосом выделяя звук [И]. Ребенок называет первый звук каждого из этих слов, определяет место
звука [И] в них и обозначает положение звука [И] в словах с помощью карточки и красного кружка: иволга, игры, ивушка, Ира, имя. Задание 4. Дидактическое упражнение «Один — много» (упражнение в образовании множественного числа имен существительных): Утюг — утюги, сапог — ..., носок — ..., паук — ..., чулок — ..., замок — ..., комок — ... Взрослый предлагает ребенку назвать последний звук в каждом из этих слов, выделив его голосом, обозначить место звука [И] в каждом слове с помощью карточки и красного кружка.
Задание 5. Вспомнить вместе с ребенком имена девочек и мальчиков, начинающиеся со звука [И]: Ира, Инна, Инга; Иван, Игорь, Илья.
Задание 6. Знакомство с буквой И.
Буква И — как три иголки.
Три иголки очень тонки. В. Ковшиков
На что еще похожа буква И? Игры с буквой.
Задание 7. Анализ звуко-буквенных рядов: АИУ, УИА, ИУА, УАИ, АУИ. Взрослый произносит звуковой ряд и просит ребенка ответить на вопросы: какой звук стоит в ряду первым, последним, в середине? После этого ребенку предлагается выложить схему звукового ряда из красных кружков, а затем выложить ряд из букв разрезной азбуки, прочитать, списать, написать печатными буквами под диктовку взрослого.
Звук и буква Ы.
1. Знакомство со звуком [Ы]. Фонетические упражнения. Медведь ревет: ыыыы... (произнести звук вслед за взрослым на плавном длительном выдохе). Пароход плывет: ыыыы...; пароход приближается: ыыыЫЫЫЫ...; пароход удаляется: ЫЫЫЫыыыы...
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ы]: губки не напряжены; зубки разомкнуты; язычок отодвинут глубоко в ротик; горлышко «работает». Взрослый объясняет ребенку, что звук [Ы] — гласный (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); знакомит ребенка с символом звука [Ы]: пароход гудит: ЫЫЫ... (см. цветную вклейку), и обозначением: красный кружок.
2. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ы]»: а, у, ы, а, у, о, ы...; ым, ум, ...; ы, мы, ма...; сыр, мак, рог, дым, топоры, сумка...
3. Взрослый предлагает ребенку выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых есть звук [Ы], голосом выделить звук в слове, определить место звука [Ы] в слове (середина, конец слова), используя карточку и красный кружок.
4. Договорить последний слог в словах, назвать последний звук в них: ТЫ: кус-..., мое-..., бол-..., ко-...; ДЫ: са-..., хо-..., гаю-..., ря-…
5. Вместе со взрослым закончить слово: Мы... (-ло), лы... (-жи), сы... (-нок).
6. Дидактическое упражнение «Один - много» (образование множественного числа имен существительных). Образовать слово по аналогии и ответить на вопрос: «Какой одинаковый последний звук появился во всех этих словах?»: двор — дворы, забор — ..., комар — ..., топор — ..., шар — ...
7. Подобрать слова со звуком [Ы].
8. Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворение и сказать, какое слово часто в нем слышится. Назвать второй звук в этом слове.
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его, наконец бы, отмыло. (Я. Аким)
9. Знакомство с буквой Ы.
С палкой ходит буква Ы,
Ищет ягоды, грибы. (О. Гофман)
На что похожа буква Ы? Игры с буквой.
10. Анализ слов дом, дым: выкладывание схемы слов, выкладывание слов из букв разрезной азбуки, сравнение слов (общее и различие), чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку. Договорить предложения, выбрав подходящее по смыслу слово: Из трубы идет... Строители построили новый... (дом, дым).
29.09-03.10.2025 г
Тема: "Звуки и буквы О-Э"
Задание 1. Знакомство со звуком [О]. Взрослый показывает ребенку картинки: картошка, морковка, лук, капуста, и задает вопросы: «Как все это можно назвать одним словом?» — «Овощи.» — «Какой первый звук в слове овощи!» (произнося слово, взрослый голосом выделяет звук [О]). Затем показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [О]:
— губки округлены и слегка вытянуты вперед;
— зубки закрыты губками;
— язычок лежит на дне ротика;
— горлышко «работает» (рука ребенка лежит на горлышке для контроля). Взрослый объясняет ребенку, что звук [О] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха), и для его обозначения используется красный кружок. Показывает ребенку символ звука [О]: мальчик болеет и стонет: ООО...
Задание 2. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок (Оля, овощи, осень, пальто, перо, кольцо, окна, кот, сок, рот, обруч, осы, нос, ведро) и выполнить следующие задания:
— выбрать картинки, в названии которых звук [О] стоит в начале слова, выделить звук голосом;
— выбрать картинки, в названии которых звук [О] стоит в конце слова, выделить звук голосом;
— рассмотреть оставшиеся картинки, назвать их, объяснить ребенку, что в названии этих предметов звук [О] стоит в середине слова, выделить звук [О] голосом;
— вспомнить с ребенком, какие картинки были предложены ему для рассматривания; определить место звука [О] в этих словах с помощью карточки и красного кружка.
Задание 3. Выбрать из ряда имен только то, которое начинается на звук [О] (взрослый называет имена четко, голосом выделяя первый звук в словах): Аня, Ира, Антон, Оля, Уля...
Задание 4. Знакомство с буквой О.
О ужасно удивилась:
Сушка с маком ей приснилась.
«Как похожа на меня!
Может, с нею мы родня?» О. Гофман
На что еще похожа буква О? Буква О из пальчиков: большой и средний пальцы образуют кольцо.
Задание 5. Анализ звуко-буквенных рядов: ОУ, АО. Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие задания: назвать первый звук (второй звук) в ряду; выложить из букв разрезной азбуки ряд и ответить на вопросы: какая буква стоит слева (справа); положить букву О, а слева (справа) от нее — букву И, прочитать, что получилось; списать буквенный ряд, читать, писать под диктовку печатными буквами.
1. Знакомство со звуком [Э]. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:
Живет без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Эхо)
2. Артикуляция звука [Э]: губки в улыбке; зубки сближены; широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята; горлышко «работает». Символ звука [Э]: девочка укоризненно говорит котенку: «ЭЭЭ...». Характеристика звука [Э]: — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха), обозначаем красным кружочком.
3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э]»: э, а, э, у, о, э...; эх, ах, ух, эх...; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.
4. Повторить за взрослым серию слогов: птэ-ктэ-бдэ-гдэ; ктэ-бдэ-гдэ-птэ.
5. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]): автобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики.
6. Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма).
7. Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение: эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.
8. Знакомство с буквой Э.
Буква Э открыла рот:
То ль зевает, то ль поет (О. Гофман)
На что еще похожа буква Э? Буква Э из пальцев: большой и указательный пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки — «язычок» буквы Э. Игры с буквой.
9. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слова Эдик: составление схемы из фишек; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.
22.09-26.09. 2025г
Тема: "Звуки и буквы А-У"
Задание 1. Знакомство со звуком [А]. Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов. При этом голосом выделяет звук [А] во всех этих словах и просит ребенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?»: август, аист, адрес. Взрослый показывает ребенку перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [А]: когда мы произносим звук [А], то:
— губки в спокойном состоянии;
— ротик открыт широко;
— язычок спокойно лежит во рту;
— горлышко «работает» (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на его горлышке). Ребенок правильно произносит звук [А] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса. Взрослый объясняет ребенку, что звук [А] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), и показывает малышу красный кружок для обозначения этого звука, а также символ звука [А] — девочка укачивает куклу и поет ей: ААА... (см. цветную вклейку).
Задание 2. Взрослый просит ребенка назвать лишнее слово в ряду, (то, которое не начинается на звук [А]): апельсин, артист, суп, астроном.
Задание 3. Взрослый называет ребенку слово, просит определить и обозначить в нем место звука [А] (начало или конец слова), используя красный кружок и карточку. Август, аист...; рука, лиса, пила.
Задание 4. Дидактическое упражнение «Назови на А» (вспомнить слова из одного смыслового круга, начинающиеся на звук [А]): транспорт: автобус, аэробус, аэроплан...; фрукты: ананас, апельсин, абрикос...; профессии: агроном, астроном, артист...; имена мальчиков и девочек: Аня...; Андрей...
Задание 5. Знакомство с буквой А.
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она. В. Ковшиков
На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...). Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок». Игры с буквой.
Задание 6. Анализ звукокомплексов: крик в лесу: АУ; ребенок плачет: УА. Взрослый просит ребенка ответить на вопросы:
— Какой первый звук ты слышишь?
— Какой второй звук ты слышишь?
После этого взрослый предлагает ребенку выложить схему каждого из этих звукокомплексов с помощью красных кружочков. Выкладывание слов АУ, УА из букв разрезной азбуки, чтение, письмо печатными буквами.
1. Знакомство со звуком [У]. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки: утка, уши, улица, удочка. При этом взрослый громко и четко называет их, выделяя голосом первый звук [У] в словах. Затем просит ребенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах?». Взрослый сажает ребенка перед зеркалом, показывает ему и объясняет артикуляцию звука [У]: когда мы произносим звук [У], то:
— губки вытянуты вперед трубочкой;
— зубки не смыкаются;
— горлышко «работает» (для фиксации работы голосовых связок рука ребенка лежит на горлышке). После показа и объяснения взрослого ребенок правильно произносит звук [У] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса, обращая внимание при этом на положение губ. Взрослый рассказывает ребенку о том, что звук [У] гласный, его можно петь, т. к. при произнесении звука [У] язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха. Для обозначения всех гласных звуков используется красный кружок. Взрослый знакомит ребенка с символом звука [У]: волк воет на луну: УУУУ...
2. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [У]».
Взрослый произносит разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки тогда, когда услышит звук [У]: у, п, у, к, в, у, у...
3. Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать ряд слов и выбрать: имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, Уля, Алена; лишнее слово, т.е. слово, которое не начинается со звука [У]: усики, мак, улитка, уголь. Затем ребенку предлагается вспомнить все прозвучавшие ранее слова, начинающиеся со звука [У], произнести их четко, громко, выделяя голосом в них звук [У]. Взрослый объясняет, что во всех этих словах звук [У] стоит в начале слов, и помогает ребенку обозначить место звука [У] в этих словах с помощью карточки и красного кружка.
4. Дидактическое упражнение «Договори словечко и назови первый звук в словах».
Взрослый читает ребенку стихотворные строки и просит его договорить последнее слово в них, а затем назвать первый звук в этом слове.
Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг —
Электрический... (утюг)
Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками,
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может... (удочка)
5. Знакомство с буквой У.
Взрослый объясняет ребенку правило: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем, благодаря этому люди могут читать и писать. После этого взрослый показывает ребенку букву У. Для лучшего запоминания графического образа буквы ребенку предлагается прослушать и выучить стихотворное описание буквы У, предварительно рассмотрев ее в «Веселой азбуке».
У — как у зайчонка ушки.
Эти ушки — на макушке. О. Гофман
Добро пожаловать в мир звуков и букв.
старшая группа.
20.05.2025г
Тема: "Звук и буква Ц"
1. Знакомство со звуком [Ц]. Артикуляция звука [Ц]: губки в улыбке; зубки сближены, но не сомкнуты; передняя часть язычка сначала смыкается с верхними зубками, затем образуется щель между ними; сильная короткая воздушная струя идет по язычку; горлышко «молчит». Символ звука: кузнечик стрекочет: ЦЦЦЦЦ... . Характеристика звука: звук [Ц] согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой, обозначаем синим цветом.
2. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ц]»: ц, п, ц, ц...; ца, фа, пу, цу...; цирк, цифра, курица, молоко, рука...
3. Повторить за взрослым слоговой ряд: ца-цо-цу-цы...; ац-оц-уц-иц... Закончить слово звуком [Ц]: дворе..., молоде..., жиле..., леве..., плове..., ледене..., продаве... .
4. «Один – много» - упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на изменение последнего слога в словах): Курица — курицы, мельница — ..., больница — ..., рукавица — ..., пуговица — ..., луковица — ..., граница — ...
7. «Во что положим?» - упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове): Вафли положим в вафельницу, хлеб — ..., конфеты — ..., пепел — ..., мыло — ...
8. «Назови, кто это» (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове): В пехоте служит пехотинец, ходит по канату..., подковывает лошадей..., продает..., поет..., плавает..., борется...
9. Выучить чистоговорки:
Ца-ца-ца — вот идет овца,
Цу-цу-цу — не боюсь овцу,
Цы-цы-цы — нет овцы.
Цо-цо-цо — мы вымыли лицо.
Ец-ец-ец — мы ели огурец.
Ац-ац-ац — у меня матрац.
10. Прослушать отрывок из сказки. Назвать все слова со звуком [Ц]: Курица гуляла с цыплятами. Она нашла в траве кольцо. Курица положила кольцо на крыльцо. На крыльцо вышла бабушка. Она надела кольцо на палец.
11. Знакомство с буквой Ц.
Что за хвостик на конце —
На конце у буквы Ц?
Этот хвостик не виляет,
Комаров не отгоняет (О. Гофман)
На что похожа буква Ц?
12. Звуко-слоговой анализ слова цыпа,
13.05.2021г
Тема: "Звуки З-ЗЬ и буква З"
1. Знакомство со звуком [З]. Артикуляция звука [З]: губки в улыбке; зубки сближены; широкий кончик языка за нижними зубками, боковые края язычка прижаты к верхним зубам; холодный воздух идет по центру язычка; горлышко «работает». Символ звука: муха звенит: ЗЗЗЗЗ... . Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий, обозначаем синим цветом.
2. «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [З]»: з, м, б, в, з...; за, ба, га, зы...; зонт, коза, мама, бабуля, коза, узоры, молоко.
3.Закончить слово слогами: ЗА: ва..., ро..., гла..., сле..., гро...; ЗЫ: ко..., ва..., гро..., бере..., арбу..., моро..., серви... Подобрать слово к его началу: ЗА: ...мок, ...бор, ...вод, ...гадка.
4. Подобрать как можно больше слов со звуком [З], определить место звука [З] в словах (начало, середина слова).
5. Знакомство со звуком [З']. Символ звука: комар звенит: зьзьзь... . Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зелёным цветом.
6. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [З']»: зь, мь, бь...; зя, зе, би...; зима, лето, зимородок, пила...
7. Выучить чистоговорки:
Зя-зя-зя — мы видели язя.
Зи-зи-зи — резину привези.
8. Дифференциация звуков [З] — [З']. «Скажи наоборот»: за-зя, зы-...; зя-за, зи-... Назвать лишнее слово в ряду: зубы, зимний, золото, коза; зяблик, зефир, магазин, козы. «Подари подарки Зое и Зине» (подобрать слова со звуками [З] и [З']).
9. Знакомство с буквой З.
З загнулась, как змея,
Но ей не запугать меня (В. Ковшиков).
На что еще похожа буква З? Игры с буквой.
06.05.2025г
Тема: "Звуки С-СЬ и буква С"
Уважаемые родители! Закрепляем умение правильно произносить звуки "С" и "Сь", дифференцировать их на слух и в произношении.
1. Артикуляция звука "С": губки в улыбке; зубки сближены; широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам; холодный воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта); горлышко «молчит». Символ звука: папа поливает огород из шланга: ССССС...; характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, обозначаем синим цветом.
Знакомство со звуком "Сь". Символ звука: тонкая струя воды течет из крана: сьсьсь; характеристика звука: согласный, мягкий, обозначаем зелёным цветом.
2. Дидактические игры и упражнения:
- «Хлопни в ладошки, если услышишь звуки "С", "Сь": с, п, м, с...; са, ма, ва, су...; ас, ам, ус...; Соня, Саня, коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес...; сь, пь, мь, сь...; ся, мя, пи, си...; ась, апь...; Сима, синий, липа, пила, сидеть, гусь, елка...
- «Скажи наоборот»: са-ся, ся-са, ..., ас-ась…, ась-ас...; са-ас, ас-са, со-ос, ста-аст, аст-ста...
- «Подарить подарки Соне и Симе» (подобрать слова со звуками [С] и [Сь]).
- «Большой - маленький» (упражнение в словообразовании): нос — носик, пес — ..., кокос — ..., насос — ..., колесо — ..., сосна — ..., коса .-..., ананас —...
- Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Под крышей — четыре ножки,
На крыше — суп да ложки. (Стол)
Белый камень во рту тает. (Сахар)
- Выложить из палочек буква С.
29.04.2025г
Тема: "Звук ФЬ и буква Ф"
Знакомство со звуком [Ф']. Символ звука: воздух выходит из мяча: фьфьфь... . Характеристика звука: звук согласный, мягкий, глухой, обозначаем зелёным цветом.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ф']»: фь, мь, пь, фь...; фя, пя, пи, фи...; Фима, Фекла, клад, стул, Федя, Филя, Дима.
«Составь слово»: Фе-до-ра, фи-ал-ка, бу-фет, фи-лин, фев-раль, физ-куль-ту-ра, физ-куль-тур-ни-ца.
Дифференциация звуков [Ф] — [Ф']. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ф]»: ф, фь, ф, фь; фа, фя, аф, афь...
«Скажи наоборот»: фа-фя,...; фу-фю,...
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Ф] и [Ф']). Разделить все слова на слоги. Какое слово самое длинное? Филин, фазан, фотоаппарат, фотограф; Филя, Фома, Федя, Федора.
Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке.
Днем спит, ночью летает,
Прохожих пугает. (Филин)
Выучить скороговорки:
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
22.04.2025г
Тема: "Звук и буква Ф"
Знакомство со звуком [Ф].
Дидактическое упражнение «Узнай по описанию». Взрослый загадывает ребенку описательную загадку: «Это предмет мебели. В него люди вешают свою одежду. Что это?» (Шкаф). Просит назвать последний звук в слове шкаф. Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ф]: нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха; верхние зубки слегка видны; горлышко «молчит». Символ звука: воздух выходит из большого воздушного шарика: ФФФ… . Характеристика звука: звук согласный (губки и зубки создают преграду для свободного прохождения воздуха), твердый, глухой, обозначаем синим цветом.
«Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ф]»: ф, п, м, д, ф...; фа, ма, аф, уп, уф...; флаг, кофта, панама, шкаф, пальто, форма, палка...
Работа с картинками: выбрать нарисованные предметы, в названии которых есть звук [Ф]; разложить их на три стопки: звук [Ф] стоит в начале, в середине в конце слова; разделить эти слова на слоги (назвать самое длинное и самое короткое слово).
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ф]»: ф, фь, ф, фь; фа, фя, аф, афь...
Выучить скороговорки:
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
15.04.2025г
Тема: "Звук ВЬ и буква В"
Уважаемые родители! Закрепляем с детьми пройденный материал. Звуки "В-Вь" согласные (верхние зубы соприкасаются с нижней губой и создают преграду для воздушной струи). Характеристика звуков: "В" - согласный, твёрдый, обозначаем синим цветом; "Вь" - согласный, мягкий, обозначаем зелёным цветом.
"Доскажи словечко". Прибавить слоги ВА, ВИ и назвать каждое слово полностью:
1. коро...(ва), гри...(ва), хал...(ва), дро...(ва), остро...(ва), крапи...(ва);
2. (ви) ...шня, (Ви) ...тя, (ви) ...лка, (Ви) ...ка.
Звуковой анализ слогов Вита (при помощи фишек).
Назвать слова на звук "В" и "Вь", поделить их на слоги, определить местоположение звуков "В-Вь".
Составление предложения со словами ветер и ветка, выкладывание схемы предложения.
- Выложить из ниток букву В.
08.04.2025г
Тема: "Звук и буква В"
Уважаемые родители! Закрепляем с детьми пройденный материал. Звук "В" согласный (верхние зубы соприкасаются с нижней губой и создают преграду для воздушной струи). Характеристика звуков: "В" - согласный, твёрдый, обозначаем синим цветом;
"Доскажи словечко". Прибавить слоги ВА и назвать каждое слово полностью:
1. коро...(ва), гри...(ва), хал...(ва), дро...(ва), остро...(ва), крапи...(ва);
Звуковой анализ слогов ВА (при помощи фишек).
"Поймай звук".
Хлопнуть, услышав звук "В":
Верчу колеса, руль верчу.
Весельчака везу к врачу. (В. Берестов)
Воротилась Варвара из города,
Привезла новостей три короба.
Назвать слова на звук "В", поделить их на слоги, определить местоположение звуков "В".
Составление предложения со словами воробей и ворона, выкладывание схемы предложения.
- Выложить из палочек букву В.
1.04.2025г
Тема: "Звук ГЬ и буква Г"
Уважаемые родители! Продолжаем учить ребенка четко произносить звуки "Г"-"Гь", дифференцировать их на слух и в произношении.
1. Знакомство со звуком "Гь". Символ звука "Гь": маленькие гусята гогочут: гьгьгь... Характеристика звука: звук согласный, мягкий, обозначаем зелёным цветом.
2. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук "Г" или "Гь": м, б, г, в, г, г, п...; га, да, ма, бу, гу...; гараж, дорога, дерево, машина графин, гусь, стол; гь, дь, мь, гь...; гя, дя, мя, ди, ги...; гиря, диван, мишка, Гена.
3. "Повтори" за взрослым серию слогов: гла-гло-глу-глы...; агл-огл-угл-игл..., гдя-где-гдю-гди, где-гдю-гди-гдя; серию слов. Какой одинаковый звук в этих словах? Какое первое слово в ряду? Последнее: Гуси — гараж — гантели — графин — группа.
4. Выучить чистоговорки:
Гу-гу-гу — Гале помогу.
Гу-гу-гу — гуси на лугу.
Га-га-га — зеленые луга.
Га-га-га — дайте Гале пирога, пирога из творога.
Ги-ги-ги — Машенька, беги.
Ги-ги-ги — мы ели пироги.
5. «Скажи наоборот» (дифференциация звуков): гa-гя, го-...; ги-гы, гю... Назвать первый звук в словах. Уточнить с ребенком значение слов: газ, голова, гном, гений, гербарий, гигант. Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков "Г" и "Гь": горох, герой, гудок, гамак; Георгий, Гена, Геннадий, Галина.
6. «Один — много» (словообразование): бумага — бумаги; книга — книги; дорога — дороги. Изменить слово книга по падежам, обратить внимание, в каких словах встречается звук "Г", а в каких — "Гь". Это (что?) — ... книга. У меня нет (чего?) — ... книги. Дам другу (что?) — ... и т.д.
7. Подобрать слова по первому слогу. Назвать все слова с мягким первым звуком: ГИ: -ря, -гант...
25.03.2025г
Тема: "Звук и буква Г"
Уважаемые родители! Продолжаем учить ребенка четко произносить звук "Г"
1. Знакомство со звуком "Г". Отгадать загадку: Красные лапки, щиплет за пятки. Кто это? (Гусь). Какой первый звук в этом слове? Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука "Г": губки свободны; кончик языка опущен вниз, а задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу. Символ звука: гусь гогочет: ГГГ... . 2. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук "Г": м, б, г, в, г, г, п...; га, да, ма, бу, гу...; гараж, дорога, дерево, машина графин, гусь, стол; гь, дь, мь, гь...; гя, дя, мя, ди, ги...; гиря, диван, мишка, Гена.
3. "Повтори" за взрослым серию слогов: гла-гло-глу-глы...; агл-огл-угл-игл..., гдя-где-гдю-гди, где-гдю-гди-гдя; серию слов. Какой одинаковый звук в этих словах? Какое первое слово в ряду? Последнее: Гуси — гараж — гантели — графин — группа.
4. Добавить к целому слову первый звук "Г". Какое слово получится? Розы — грозы, рад — ..., речка — ..., Лина — ...
5. Выучить чистоговорки:
Гу-гу-гу — Гале помогу.
Гу-гу-гу — гуси на лугу.
Га-га-га — зеленые луга.
5. Подобрать слова по первому слогу. Назвать все слова с твердым первым звуком и с мягким первым звуком: ГА: -зета, -раж, -мак...; ГО: -лубь, -ры, -лод...;
6. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках. Придумать предложение с этими словами:
Голова на ножке,
В голове — горошки. (Горох)
Стоит под елкой крошка —
Только шапка да ножка. (Гриб)
Без рук, без топоренка
Построена избенка. (Гнездо)
7. Выложить из палочек букву Г.
18.03.2025г
Тема: "Звук БЬ и буква Б"
Характеристика звука [БЬ]: Звук [Бь] - согласный, мягкий, обозначаем зелёным цветом.
- Придумай и нарисуй САМ три картинки, в названии которых спрятан звук [Бь], рядом зарисуй схему и отметь позицию звука – (зеленый).
Слово дети не пишут, разбор его идет на слух. Вы читаете, записываете слово, рисуете схему, а ребенок отмечает цветными карандашами позицию звука (Билет, Бинт, поБеда). Определи, какой из двух звуков спрятался в каждом слове.
- Закончить предложения, добавив слова со звукм [Бь]: В магазине продаются разноцветные … (бинокли). В зоопарке живут… (белки, бегемоты, обезьяны).
- Игра «Поймай звук». Хлопнуть в ладоши, если услышат звук [Б] и топнуть ногой, если услышишь звук [Бь] в словах.- Игра «Кто больше придумает слов-признаков». Какой чертой обозначаются описывающие слова, отвечающие на вопрос какой, какая, какие? (Если ребенок затрудняется с правильным ответом, выучите с ним правильный ответ!): - Ответь, бельчонок (какой?) - маленький, пушистый, красивый, серый. - Бегемот (какой?) - …
11.03.2025г
Тема: "Звук и буква Б"
Закрепляем с детьми: характеристика звука [Б]: согласный, твердый, обозначаем синим цветом.
- Придумай и нарисуй САМ три картинки, в названии которых спрятан звук [Б], рядом зарисуй схему и отметь позицию звука – (синий).
Слово дети не пишут, разбор его идет на слух. Вы читаете, записываете слово, рисуете схему, а ребенок отмечает цветными карандашами позицию звука (Банан, Букет, Бант, оБувь, азБука, ЛюБа, дуБы).
- Игра «Живые звуки». Родитель произносит слог АБ и спрашивает: Сколько всего звуков услышал (а)? Какой первый звук? ([А] — гласный), второй? ([Б] — согласный, твердый, звонкий). Одновременно на столе выкладывают квадратиками схему слога АБ. Потом родитель произносит слог БА и спрашивает: — Что изменилось? Разбирается новый слог и на столе выкладывается новая схема.
- Закончить предложения, добавив слова со звуком [Б]: Люба любит есть … (бананы). В магазине продаются разноцветные … (бусы). Белка готовит к зиме … (бобы). Боря слепил на улице снежную … (бабу). Бабушка носит на шее большие, красивые … (бусы).
- Игра «Поймай звук». Хлопнуть в ладоши, если услышат звук [Б] - Игра «Кто больше придумает слов-признаков». Какой чертой обозначаются описывающие слова, отвечающие на вопрос какой, какая, какие? (Если ребенок затрудняется с правильным ответом, выучите с ним правильный ответ!): - Ответь Бабочка (какая?) - … - Бобр (какой?) - … и т.д.
04.03.2025г
Тема: "Звуки Д-ДЬ и буква Д"
Закрепляем с детьми :
Большой дятел (пулемет) стучит: Д-Д-Д. Маленький дятел (пулемет) стучит ДЬ-ДЬ-ДЬ. Произнесение звуков «Д» и «Дь» с наблюдением за положением артикуляции в зеркале и при тактильно-вибрационном контроле ( рука на горлышке). Характеристика звуков «Д» и Дь: звук «Д» – согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом; звук «Дь» – согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом. В чем сходство звуков «Д» и «Дь»? (согласные, звонкие). В чем отличие? («Д» – твердый, «Дь» – мягкий). Развитие фонематического слуха. Произнесение слоговых рядов вслед за взрослым – игра «попугай»: да-ду-ди-да; ди-ди-ду-да; де-ди-дэ-до
Закрепление звуков Д и Дь в слогах. Звуковой анализ слогов ДО, ДИ, слова ДОМ.
Закрепление звуков Д и Дь в словах. Определение места звука «Дь» в словах ДЯТЕЛ, ДЕДУШКА, ХОЛОДИЛЬНИК, РАДИОПРИЕМНИК и др.
Закрепление звуков Д и Дь в предложениях. Составление предложений со словами ДЫНЯ и БУДИЛЬНИК. Анализ составленных предложений, выкладывание схемы.
Закрепление звуков «Д» и «Дь» в тексте. Выделение из текста слов со звуками «Д» и «Дь»:
Дятел жил в дупле пустом;
Дуб долбил, как долотом;
День долбил, два долбил,
В небо носом угодил. (С. Маршак)
Выложить из палочек букву Д
11.02.2025г
Тема: "Звук КЬ и буква К"
Уважаемые взрослые!
- Знакомство со звуком [К']. Символ звука: идет мелкий дождик: кькькь... Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой, обозначаем зеленым цветом.
«Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К']»: кь, мь, ть, кь...; ки, ми, ви...; акь, амь, окь...; кит, мыло, кирпич, кино, стул.
- Дифференциация звуков [К] — [К']. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: ка-кя, ко-...; кю-ку, ки-... Повторить за взрослым слоговой ряд: ка-ка-кя, кя-ка-ка, кя-кя-ка, ка-кя-кя, ка-кя-ка, кя-ка-кя.
- Назвать лишнее слово в ряду слов (по наличию в них звуков [К] и [К']): капуста, кошка, кино, корова; кеды, кегли, кисть, куст.
- Знакомство с буквой К.
Клюв раскрыла буква К —
Хочет скушать паука (В. Ковшиков)
На что еще похожа буква К? Игры с буквой.
- Звуко-слоговой анализ слов из фишек; выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами: маки, кино.
04.02.2025г
Тема: Звук ТЬ и буква Т"
Уважаемые взрослые!. Знакомство со звуком [Т']. Символ звука: часы тикают: тьтьть.... Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый квадрат.
«Хлопни в ладошки, ее услышишь звук [Т']»: ть, и, мь, ть, а, ть...; тя, те, мя, ми; ать, оть, умь...
Дифференциация звуков [Т] — [Т'].
«Скажи наоборот»: та-тя, то-те, ту-тю...; тю-ту, ти-...
Договорить последний звук в слове ([Т] — [Т']): самоле..., парашю..., гуля..., писа...
Дидактическое упражнение «Подари подарки Тиму и Тому» (подобрать слова со звуками [Т] и [Т']).
Звуковой анализ слова: Тим
28.01.2025г
Тема: Звук ПЬ и буква П"
Уважаемые взрослые!
Знакомство со звуком [П']. Символ звука: маленький чайник кипит: пьпьпь...
Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой, обозначаем зеленым цветом.
«Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П']»: пь, ть, мь, пь...; пя, мя, пи, ти...; перо, пила, молоко, пироги, корова...
Дифференциация звуков [П] — [П']. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»: п, пь, пь, п...
«Скажи наоборот»: па-пя, по-...; пя-па, пи- ...
21.01.2025г
Тема: "Звук ХЬ и буква Х"
Уважаемые взрослые! Закрепляем с детьми пройденный материал. Звук «Xь» (детям весело, они смеются: хьхьхь...) - согласный, мягкий, обозначаем зелёным цветом.
«Хлопни в ладошки, если услышишь звук звук «Xь»: хь, мь, пь, хь...; хя, хе, мя, пи...; апь, ахь…;
Отгадать загадки, разделить слова-отгадки на слоги (какое слово самое длинное?), придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги. Назвать первый звук в словах:
Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
С красным гребнем, зерно клюет, голосисто поет. (Петух)
хитрый, молоко, химия, машина, хирург.
«Скажи наоборот»: ха-хя, хо-...; хю-ху, хи-...
Выложить из палочек слово мох
14.01.2025г
Тема: "Звук и буква Х"
Уважаемые взрослые! Закрепляем с детьми пройденный материал. Звук «X»: губки и зубки свободны; кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха (девочка греет замерзшие ручки: ХХХХХ..., на плавном длительном выдохе) - согласный (язычок создает преграду воздуху), твёрдый, обозначаем синим цветом.
«Хлопни в ладошки, если услышишь звук «X»: х, п, м, х...; ха, хо, пу...; ах, ом, ух...; хлеб, молоко, батон, мох, ухо...;
Повторить за взрослым серию слогов: ах-ох-ух-их; ха-хо-ху-хы...
Договорить последний звук в слове. Взрослый называет начало слова, а ребенок — только последний звук в слове: пету..., пасту..., отды..., запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...
Отгадать загадки, разделить слова-отгадки на слоги (какое слово самое длинное?), придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги. Назвать первый звук в словах:
Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
С красным гребнем, зерно клюет, голосисто поет. (Петух)
Выучить чистоговорки:
Ха-ха-ха — испугали петуха.
Ху-ху-ху — ели мы уху.
Их-их-их — ветерок затих.
Ох-ох-ох — зеленый мох.
Выложить из палочек букву Х
24.12.2024г
Тема: "Звуки и буквы П-К-Т"
-Произнесение, сопоставление и характеристика звуков П,Т,К. Вспомнить характеристику звука П – согласный, твердый, глухой. Звука Т - согласный, твердый, глухой. Звука К - согласный, твердый, глухой. Похожи ли звуки П,Т,К ? Чем? - Похожи: все согласные, глухие, твердые!
Но все-таки они различаются звучанием! И положением язычка и губ во время произнесения.
-Игра «Попугай»
Повтори за мной
ПА-ТА-КА ПА-КА-ТА
ТА-КА-ПА ТА-ПА-КА
КА-ПА-ТА КА-ТА-ПА
(то же самое с гласными У, И).
4. А теперь повторяй за мной словечко – и называй в этом словечке первый звук!!!
ПЛИТА – П КОТ - К
ПАУК – П ПОПУГАЙ – П
КОНФЕТА – К ТАПКИ – Т
ТАНК – Т ТОПАТЬ - Т
КАЛИТКА – К КУХНЯ – К
ТАХТА – Т КУБИКИ – К
-Анализ слогов ПА, ТА, КА, ПУ, ТУ, КУ, ПИ, ТИ, КИ (можно одно слово – КИТ, ТАК, КОТ
17.12.2024г
Тема: "Звуки и буквы К-Т"
-Учить дифференцировать звуки и буквы К — Т.
-Учить правильно употреблять их в слогах, словах и предложениях.
-Закрепить умение выделять звуки из начала и конца слова.
-Учить звуко-буквенному анализу и синтезу.
-Развивать память, внимание, мышление, фонематическое восприятие.
Упражнение «Звуки „К” — „Т”».
Чем похожи звуки «К» — «Т»? (Они согласные, твердые, обозначаются синим кружочком.).Чем отличаются звуки «К» — «Т»? (У них разная артикуляция.).Уточнить артикуляцию, попросить детей произнести звуки перед зеркалами.
Игра «Повтори, не ошибись».
- Та-та-ка.
- То-то-ко.
- Ка-ка-та.
- Ко-ко-то.
Предложить детям повторить чистоговорки с хлопками или под стук мяча:
- Ат-ат-ат — Таня ест салат.
- От-от-от — Толя пьет компот.
- Ит-ит-ит — у меня живот болит.
- Эт-эт-эт — выключают свет.
- Ут-ут-ут — в комнате уют.
- Ак-ак-ак – под корягой рак.
- Ок-ок-ок – Коля выпил сок.
- Ук-ук-ук – Клава ела лук.
- Ик-ик-ик – на полке много книг.
- Та-ка-та-ка — в кувшине много молока.
- То-ко-то-ко – пьем парное молоко.
- Ту-ку-ту-ку — слава, слава молоку.
10.12.2024г.
Тема: "Звук и буква К"
Вспомнить ранее изученных гласные и согласные звуки.
- Отгадывание звука "К" после проговаривания слов: фартук, маяк, дворник, физкультурник, школьник.
- Характеристика звука "К": согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом;
- Воспроизведение слоговых рядов:
КА-КО-КУ-КЫ АК-ОК-УК-ЫК
КО-КУ-КЫ-КА ОК-УК-ЫК-АК
КУ-КЫ-КА-КО УК-ЫК-АК-ОК
КЫ-КА-КО-КУ ЫК-АК-ОК-УК
- Игра «Живые звуки» — формирование навыков звукового анализа, составлен схем обратных слогов: ОК УК ИК АК ЫК
- Выделение звука "К" в начале и в конце слова.
- «Телеграф» — деление слов на слоги.
- Придумывание имен на звук "К" (Катя, Коля);
- Составление предложений детьми: Катя читает книгу.
- Игра «Закончи слово»: ма., като., вено., то., бы., индю., вени., тан., гама., пау., ботино., охотни., котено., мая., валено., утено., учени., воротни. .
- Выложить их палочек букву К
03.12.2024г
Тема: "Звук и буква Т"
Уважаемые взрослые! Закрепляем знания детей о звуке "Т": согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом.
- Воспроизведение слоговых рядов:
АТ-ОТ-УТ-ЫТ ТА-ТО-ТУ-ТЫ
ОТ-УТ-ЫТ-АТ ТО-ТУ-ТЫ-ТА
УТ-ЫТ-АТ-ОТ ТУ-ТЫ-ТА-ТО
ЫТ-АТ-ОТ-УТ ТЫ-ТА-ТО-ТУ
- «Живые звуки» — звуковой анализ, преобразование, составление схем обратных слогов: АТ > ОТ > УТ > ИТ > ЫТ.
- Выделение звука "Т" на слух из слов, определение места звука: хвост, торт, транспорт, парашют; выделение «лишних» слов (банан, паук, мак).
- «Телеграф» или «Прошагаем слова» (кот, кит, бант, бинт, билет, бегемот, лифт, хобот, букет, автомат).
-"Один-одна; два-две": закрепление согласования количественных числительных один, одна, два, две с существительными.
- Подбор имен на звук "Т": Аня, Тома, Лена — Тома; Коля, Ваня, Толя — Толя.
- «Закончи слово звуком "Т»: Ко., ки., бан., бин., бале., биле., буке., паке, кюве., хобо., лиф., хвое., мос., кус. .
- Выложить из палочек, вылепить из пластелина, вырезать из бумаги или нарисовать букву Т.
26.11.2024г
Тема: "Звук и буква П"
Уважаемые родители! Закрепляем знания детей о звуке "П" и букве П, для этого предлагаю следующие игры и упражнения:
-«Слушай, повторяй». Взрослый просит ребёнка послушать и повторить за ним ряды слогов: ап-ап-уп, уп-уп-ип, ип-ип-ап. И т.д.
-Произнесение звука "П": воздух не выходит свободно, встречает преграду, и эта преграда — губы. Значит, звук "П" — это согласный, твёрдый.
Повторение характеристики ребёнком:
Звук "П" — согласный, твёрдый обозначаем его синим цветом.
- Знакомство с буквой П. Выкладывание буквы из счётных палочек.
Буква П — дверной проем.
Мы три палочки возьмем.
Две дорожкой ровной сложим.
Третью наверху положим. (Т. Куликовская)
- «Хлопай, не зевай» (развитие фонематического слуха). Взрослый произносит ряд слогов, ребёнок хлопает в ладоши на слоги со звуком "П".
- Закрепление звука в слогах. Взрослый произносит утрировано слоги АП, УП. Ребёнок называет звуки в слогах, характеризует их и выкладывает схемы.
- Закрепление звука в словах. Определение места звука "П" в словах укроп, микроскоп, суп и т.д. (в начале слова, в середине слова, в конце слова).
- Закрепление звука в предложениях. Составление предложений по односюжетным картинкам со словами: суп, микроскоп. Работа проводится без употребления слова «предложение». Взрослый может дать ребёнку вопрос-инструкцию: «Что ты видишь на картинке?»
- Закрепление звука в тексте. Повторение вслед за взрослым.
Уп-уп-уп — у Вани вкусный суп.
Ип-ип-ип — к нам пришел Филипп.
19.11.2024г
Тема: "Звук и буква Н"
Звук «Н» - согласный, твердый, звонкий,обозначаем синим цветом.
- Выбери из ряда 3 слова со звуком «Н»: вишня, лимон, слива, киви, ананас, персик, банан.
- Как звучит «Н» (твёрдо или мягко)?: Надя, нитки, нос, небо, няня, норка, нет, ножик
- Где стоит «Н»? (начало, середина, конец): ночь, вагон, коньки, лимон, санки, нить.
- Назови 3 слова, начинающиеся со звука «Н»: 3 части тела (ногти, ноги); 3 имени людей (Надя, …); 3 предмета для шитья (напёрсток, …).
- Проговаривай: «Носорог бодает рогом, не шутите с носорогом».
- Выложить из палочек букву Н.
- Выучить отрывок из стихотворения С.Я. Маршака "Декабрь"
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла,
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила....
12.11.2024г
Тема : "Звук и буква М"
Уважаемые родители! Закрепляем знания детей о звуке "М" и букве М.
1. Развитие артикуляционной моторики:
- «Окошко» (рот открыть и удержать под счет до пяти);
- «Обезьянки» (движение нижней челюстью вправо — влево);
- «Почесывание» верхней и нижней губы зубами;
- «Болтушка» (широким языком производить по верхней губе движения вперед-назад, произнося звуки: бл-бл-бл...);
- «Хомяк» (надувание обеих щек).
2. Работа над развитием дыхания и голоса. Игра на губной гармошке: вдохнули и протяжно выдохнули в гармошку — чей звук длиннее? Затем дети кладут гармошки на стол, вдыхают и на выдохе произносят: А______0______У______ .
3. Звук "М" — согласный, твёрдый, обозначаем синим цветом.
4. Буква М (выложить букву из палочек):
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я — Это мы»,
А между тем получилась буква М. (А. Шибаев)
05.11.2024г
Тема:"Звук и буква Ы"
Знать характеристику звука «Ы»: звук «Ы» - гласный, обозначаем красным цветом; в словах он бывает только в середине (мышь, бык, сын) или в конце слов (усы, грибы).
Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук «Ы»: дырка, зима, сыр, лужа, дети, сады, крыша, лимон, шары, зайка, дуб, дубы, рыбка.
Послушай слова со звуком «Ы» в середине, запомни и повтори:
- тыква, рыбка;
- пыль, бык, сын, мышь;
- был, жил, мыл;
Послушай слова со звуком «Ы» в конце, запомни и повтори:
- коты, листы;
- носы, усы, весы;
- львы, швы, шары, шкафы.
Где стоит звук «Ы» в слове? (в середине или в конце): крыша, комары, кусты, крысы, рыба, шары, лыжи.
Выбери из ряда слов слова со звуком «Ы»: бак-бык-бок, рис-рысь, сыпь-суп, сон-сын-сам, лыжи-лужи-лежи, мишка-мышка-мошка.
Выучи и проговаривай:
«Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы».
Назови 3 слова со звуком «Ы».
Выложи из палочек букву Ы
29.10.2024г
Тема: "Звук и буква Э"
1. Взрослый произносит ряд слов, а ребенок слушает внимательно и называет слово, которое отличается от остальных по своей слоговой структуре: мак — бак — так — банан; сом — ком — индюк — дом; лимон — вагон — кот — бутон; мак — рак — веник — бак.
2. Знакомство со звуком [Э]. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:
Живет без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Эхо)
3. Артикуляция звука [Э]: губки в улыбке; зубки сближены; широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята; горлышко «работает». Характеристика звука [Э]: звук [Э] - гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха), обозначаем красным цветом.
4. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э]»: э, а, э, у, о, э...; эх, ах, ух, эх...; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.
5. Повторить за взрослым серию слогов: птэ-ктэ-бдэ-гдэ; ктэ-бдэ-гдэ-птэ.
6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]): автобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики.
7. Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма).
8. Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение: эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.
9. Знакомство с буквой Э.
Буква Э открыла рот: то ль зевает, то ль поет. (О. Гофман). На что еще похожа буква Э? Буква Э из пальцев: большой и указательный пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки — «язычок» буквы Э.
22.10.2024г
Тема:"Звук и буква И"
- Дыхательная гимнастика. Вдохни через нос и выдохни через рот, сделав губы расслабленными. Выдыхая, долго произноси звук "ИИИИИИИ".
- Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Умный ослик», «Расческа», «Маляр».
- «Какой звук?». Какой звук слышится в начале слов: аист, улыбка, улица, апельсин и т.д.
- «Новый звук». Однажды фея Фонетика гуляла на лугу и увидела там маленького жеребенка. Он бегал и звал маму: «ИИИИИИИ!». Какой звук услышала фея Фонетика? Она решила познакомить нас со звуком "ИИИИ". Улыбнемся друг другу, посмотрим на губы друг друга. Губы в улыбке, произнеси звук "ИИИ". Воздух встречает преграду? (Нет.) Значит, это звук гласный или согласный? (гласный)
- Упражнение «Гласный звук "И"». Поём звук "И" от тихого к громкому, от громкого к тихому.
- «Поймай звук». Взрослый произносит звуки гласные, услышав звук "И", ребенок хлопает в ладоши (ловит).
- Речь с движением:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
А сейчас мы дружно вместе
Сделаем вот так… (Поднимаем руки вверх и произносим громко ИИИ). Игра повторяется 3-4 раза с изменением движений, громкости и длительности произнесения звука ИИИИ.
- «Какой звук слышится в начале слова?» (Ира, искры, ива, индюк, игрушки, иглы, ирисы).
- Выложить из палочек букву И.
15.10.2014г
1.. Артикуляционная гимнастика:
- «Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта.
- «Почесывание» нижней и верхней губ зубами.
- Высунуть язык, «покусать» его зубами, произнося: дя-дя-дя-дя…
2. Пальчиковая гимнастика «По ягоды»:
Мы шли-шли-шли (шагают пальчиками по столу),
Землянику нашли (изображают землянику).
Раз, два, три, четыре, пять («Пальчики здороваются»),
Мы идем искать опять (шагают пальчиками по столу).
3. Звук "О" — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук "О", губы округлены. Звук "О" обозначается красным цветом (овалом).
- Подними руку, когда услышишь звук "О": О — И — У — О — А — И — О — И — О — У — А — И -О — И — О -У — О.
- Выучить слова с первым звуком "О": осы, осень, окна, обувь, Оля, окунь, ослик, облако, обруч, озеро, отпуск, очередь, остров.
4. Подобрать картинки наклеить (нарисовать) предметы, в названии которых первый звук "О".
5. Выкладывать из палочек букву О
08.10.2024г
Тема: "Звуки и буквы А-У"
01.10.2024г
Тема: "Звук и буква А"
Знать: звук "А" – гласный, тянется и поется, мы его обозначаем большим красным кружочком. Поиграть с детьми в следующие игры и упражнения:
1. Хлопнуть в ладоши, когда услышишь слово со звуком «А»: Азбука, зубы, астры, нитки, стул, аист, Аня, лук, осень, аптека, котик, автобус, армия, руки, акула.
2. Вспомнить и назвать три слова, начинающиеся со звука «А»: ...
3. Выбери из пары слов со звуком "А": сумки – санки, лапы – липы, лиса – лицо, астры – остры, билет – балет, Маша – мыши.
4. Прочитать детям, выучить (по желанию)
«Аист азбуку учил и пятерку получил».
«Что везешь, автомашина?
Все, что есть на букву А,
Вот арбузы, апельсины, абрикосы и айва».
5. Наклеить или нарисовать картинки, название которых начинается со звуком «А».24.09.2024г.
Тема: "Звук и буква У"
1. Звук «У» гласный,
потому что его можно петь и воздух из ротика выходит свободно, не встречая
преград, обозначаем его маленьким красным кружочком. Повторите с ребёнком
правило:
«Звуки мы
произносим и слышим,
А буквы – видим,
пишем и читаем!»
2. Повторите
стихотворение про букву У:
У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.
Удобная буква! Удобно в ней то,
Что можно на букву повесить пальто.
3. Повторите загадку:
Кто на себе свой дом носит?
4. Повторите
скороговорку:
«У осы не усы, не усищи, а усики!»
5. Нарисуйте или
наклейте картинки с этим звуком (например: утка, стул, лук,
кенгуру). Отметьте этот звук красным кружком (красный
– гласный).
6. Повторите с
ребенком стихотворение А. Плещеева «Осенью»:
Осень наступила, высохли цветы
И глядят уныло голые кусты…
Комментариев нет:
Отправить комментарий