ОТ ЗВУКА К БУКВЕ

Добро пожаловать в мир звуков и букв.
старшая группа.

26.11.2024г
Тема: "Звук и буква П"
Уважаемые родители! Закрепляем знания детей о звуке "П" и букве П, для этого предлагаю следующие игры и упражнения: 
-«Слушай, повторяй». Взрослый просит ребёнка послушать и повторить за ним ряды слогов: ап-ап-уп, уп-уп-ип, ип-ип-ап. И т.д.
-Произнесение звука "П": воздух не выходит свободно, встречает преграду, и эта преграда — губы. Значит, звук "П" — это согласный, твёрдый. 
Повторение характеристики ребёнком
Звук "П" — согласный, твёрдый обозначаем  его синим цветом.
- Знакомство с буквой П. Выкладывание буквы из счётных палочек.
Буква П — дверной проем.
Мы три палочки возьмем.
Две дорожкой ровной сложим.
Третью наверху положим. (Т. Куликовская)
«Хлопай, не зевай» (развитие фонематического слуха). Взрослый произносит ряд слогов, ребёнок хлопает в ладоши на слоги со звуком "П".
Закрепление звука в слогах. Взрослый произносит утрировано слоги АПУП. Ребёнок называет звуки в слогах, характеризует их и выкладывает схемы. 
Закрепление звука в словах. Определение места звука "П" в словах укроп, микроскоп, суп и т.д. (в начале слова, в середине слова, в конце слова).
Закрепление звука в предложенияхСоставление предложений по односюжетным картинкам со словами: суп, микроскоп. Работа проводится без употребления слова «предложение». Взрослый может дать ребёнку вопрос-инструкцию: «Что ты видишь на картинке?»
Закрепление звука в тексте. Повторение вслед за взрослым.
Уп-уп-уп — у Вани вкусный суп.
Ип-ип-ип — к нам пришел Филипп.
19.11.2024г
Тема: "Звук и буква Н"
Звук «Н» - согласный, твердый, звонкий,обозначаем синим цветом. 
- Выбери из ряда 3 слова со звуком «Н»: вишня, лимон, слива, киви, ананас, персик, банан.
- Как звучит «Н» (твёрдо или мягко)?: Надя, нитки, нос, небо, няня, норка, нет, ножик
- Где стоит «Н»? (начало, середина, конец): ночь, вагон, коньки, лимон, санки, нить. 
- Назови 3 слова, начинающиеся со звука «Н»: 3 части тела (ногти, ноги); 3 имени людей (Надя, …); 3 предмета для шитья (напёрсток, …). 
- Проговаривай: «Носорог бодает рогом, не шутите с носорогом».
- Выложить из палочек букву Н
- Выучить отрывок из стихотворения С.Я. Маршака "Декабрь"
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла,
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила....
12.11.2024г
Тема : "Звук и буква М"
Уважаемые родители! Закрепляем знания детей о звуке "М" и букве М
1. Развитие артикуляционной моторики: 
- «Окошко» (рот открыть и удержать под счет до пяти); 
- «Обезьянки» (движение нижней челюстью вправо — влево); 
- «Почесывание» верхней и нижней губы зубами; 
- «Болтушка» (широким языком производить по верхней губе движения вперед-назад, произнося звуки: бл-бл-бл...); 
- «Хомяк» (надувание обеих щек).
2. Работа над развитием дыхания и голоса. Игра на губной гармошке: вдохнули и протяжно выдохнули в гармошку — чей звук длиннее? Затем дети кладут гармошки на стол, вдыхают и на выдохе произносят: А______0______У______ .
3. Звук "М" — согласный, твёрдый, обозначаем синим цветом.
4. Буква М (выложить букву из палочек):
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я — Это мы»,
А между тем получилась буква М. (А. Шибаев)
05.11.2024г
Тема:"Звук и буква Ы"
Знать характеристику звука «Ы»: звук «Ы» - гласный, обозначаем красным цветом; в словах он бывает только в середине (мышь, бык, сын) или в конце слов (усы, грибы).
Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук «Ы»дырка, зима, сыр, лужа, дети, сады, крыша, лимон, шары, зайка, дуб, дубы, рыбка.
Послушай слова со звуком «Ы» в середине, запомни и повтори:
- тыква, рыбка;           
- пыль, бык, сын, мышь;
- был, жил, мыл;
Послушай слова со звуком «Ы» в конце, запомни и повтори:
- коты, листы;              
- носы, усы, весы;
- львы, швы, шары, шкафы.
Где стоит звук «Ы» в слове? (в середине или в конце): крыша, комары, кусты, крысы, рыба, шары, лыжи.
Выбери из ряда слов слова со звуком «Ы»бак-бык-бок, рис-рысь, сыпь-суп, сон-сын-сам, лыжи-лужи-лежи, мишка-мышка-мошка.
Выучи и проговаривай: 
«Мы услыхали от совы, 
Что нету слов на букву Ы».
Назови 3 слова со звуком «Ы»
Выложи из палочек букву Ы

29.10.2024г
Тема: "Звук и буква Э"
1. Взрослый произносит ряд слов, а ребенок слушает внимательно и называет слово, которое отличается от остальных по своей слоговой структуре: мак — бак — так — банан; сом — ком — индюк — дом; лимон — вагон — кот — бутон; мак — рак — веник — бак.
2. Знакомство со звуком [Э]. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:
Живет без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Эхо)
3. Артикуляция звука  [Э]губки в улыбке; зубки сближены; широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята; горлышко «работает». Характеристика звука  [Э]: звук [Э] - гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха), обозначаем красным цветом. 
4. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э]»э, а, э, у, о, э...; эх, ах, ух, эх...; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.
5. Повторить за взрослым серию слогов: птэ-ктэ-бдэ-гдэ; ктэ-бдэ-гдэ-птэ.
6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука  [Э]): автобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики.
7. Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук  [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма).
8. Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение: эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.
9. Знакомство с буквой Э.
Буква Э открыла рот: то ль зевает, то ль поет. (О. Гофман). На что еще похожа буква Э? Буква Э из пальцев: большой и указательный пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки — «язычок» буквы Э.

22.10.2024г
Тема:"Звук и буква И"
Дыхательная гимнастикаВдохни через нос и выдохни через рот, сделав губы расслабленными. Выдыхая, долго произноси звук "ИИИИИИИ". 
Артикуляционная гимнастика«Улыбка», «Умный ослик», «Расческа», «Маляр».
«Какой звук?»Какой звук слышится в начале слов: аист, улыбка, улица, апельсин и т.д.
«Новый звук»Однажды фея Фонетика гуляла на лугу и увидела там маленького жеребенка. Он бегал и звал маму: «ИИИИИИИ!». Какой звук услышала фея Фонетика? Она решила познакомить нас со звуком "ИИИИ". Улыбнемся друг другу, посмотрим на губы друг друга. Губы в улыбке, произнеси звук "ИИИ". Воздух встречает преграду? (Нет.) Значит, это звук гласный или согласный? (гласный)
- Упражнение «Гласный звук "И"»Поём звук "И" от тихого к громкому, от громкого к тихому.
«Поймай звук». Взрослый произносит звуки гласные, услышав звук "И",  ребенок хлопает в ладоши (ловит).
Речь с движением:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
А сейчас мы дружно вместе
Сделаем вот так… (Поднимаем руки вверх и произносим громко ИИИ). Игра повторяется 3-4 раза с изменением движений, громкости и длительности произнесения звука ИИИИ.
«Какой звук слышится в начале слова?» (Ира, искры, ива, индюк, игрушки, иглы, ирисы).
- Выложить из палочек букву И.
15.10.2014г
Тема: "Звук и буква О"
1.. Артикуляционная гимнастика: 
«Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта. 
«Почесывание» нижней и верхней губ зубами. 
- Высунуть язык, «покусать» его зубами, произнося: дя-дя-дя-дя… 
2. Пальчиковая гимнастика «По ягоды»: 
Мы шли-шли-шли (шагают пальчиками по столу), 
Землянику нашли (изображают землянику). 
Раз, два, три, четыре, пять («Пальчики здороваются»), 
Мы идем искать опять (шагают пальчиками по столу)
3. Звук "О" — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук "О", губы округлены. Звук "О" обозначается красным цветом (овалом). 
- Подними руку, когда услышишь звук "О": О — И — У — О — А — И — О — И — О — У — А — И -О — И — О -У — О. 
- Выучить слова с первым звуком "О": осы, осень, окна, обувь, Оля, окунь, ослик, облако, обруч, озеро, отпуск, очередь, остров. 
4. Подобрать картинки наклеить (нарисовать) предметы, в названии которых первый звук "О".
5. Выкладывать из палочек букву О

08.10.2024г
Тема: "Звуки и буквы А-У"


01.10.2024г
Тема: "Звук и буква А"

 Знать: звук "А" – гласный, тянется и поется, мы его обозначаем большим красным кружочком. Поиграть с детьми в следующие игры и упражнения: 

1. Хлопнуть в ладоши, когда услышишь слово со звуком «А»Азбука, зубы, астры, нитки, стул, аист, Аня, лук, осень, аптека, котик, автобус, армия, руки, акула. 
2. Вспомнить и назвать три слова, начинающиеся со звука «А»: ...
3. Выбери из пары слов со звуком "А"сумки – санки, лапы – липы, лиса – лицо, астры – остры, билет – балет, Маша – мыши.
4. Прочитать детям, выучить (по желанию) 
«Аист азбуку учил и пятерку получил».
«Что везешь, автомашина?
Все, что есть на букву А,
Вот арбузы, апельсины, абрикосы и айва».
5. Наклеить или нарисовать картинки, название которых начинается со звуком «А».24.09.2024г.
Тема: "Звук и буква У"

1. Звук «У» гласный, потому что его можно петь и воздух из ротика выходит свободно, не встречая преград, обозначаем его  маленьким красным кружочком. Повторите с ребёнком правило: 

«Звуки мы произносим и слышим, 

А буквы – видим, пишем и читаем!»

2. Повторите стихотворение про букву У:
У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.
Удобная буква! Удобно в ней то,
Что можно на букву повесить пальто.

3. Повторите загадку:
Кто на себе свой дом носит?

4. Повторите скороговорку:
«У осы не усы, не усищи, а усики!»
5. Нарисуйте или наклейте картинки с этим звуком (например: утка, стул, лук, кенгуру). Отметьте этот звук красным кружком (красный – гласный).

6. Повторите с ребенком стихотворение А. Плещеева «Осенью»:
Осень наступила, высохли цветы
И глядят уныло голые кусты…

Комментариев нет:

Отправить комментарий