Добро пожаловать в мир звуков и букв.
старшая группа.
26.11.2024г
Тема: "Звук и буква П"
Уважаемые родители! Закрепляем знания детей о звуке "П" и букве П, для этого предлагаю следующие игры и упражнения:
-«Слушай, повторяй». Взрослый просит ребёнка послушать и повторить за ним ряды слогов: ап-ап-уп, уп-уп-ип, ип-ип-ап. И т.д.
-Произнесение звука "П": воздух не выходит свободно, встречает преграду, и эта преграда — губы. Значит, звук "П" — это согласный, твёрдый.
Повторение характеристики ребёнком:
Звук "П" — согласный, твёрдый обозначаем его синим цветом.
- Знакомство с буквой П. Выкладывание буквы из счётных палочек.
Буква П — дверной проем.
Мы три палочки возьмем.
Две дорожкой ровной сложим.
Третью наверху положим. (Т. Куликовская)
- «Хлопай, не зевай» (развитие фонематического слуха). Взрослый произносит ряд слогов, ребёнок хлопает в ладоши на слоги со звуком "П".
- Закрепление звука в слогах. Взрослый произносит утрировано слоги АП, УП. Ребёнок называет звуки в слогах, характеризует их и выкладывает схемы.
- Закрепление звука в словах. Определение места звука "П" в словах укроп, микроскоп, суп и т.д. (в начале слова, в середине слова, в конце слова).
- Закрепление звука в предложениях. Составление предложений по односюжетным картинкам со словами: суп, микроскоп. Работа проводится без употребления слова «предложение». Взрослый может дать ребёнку вопрос-инструкцию: «Что ты видишь на картинке?»
- Закрепление звука в тексте. Повторение вслед за взрослым.
Уп-уп-уп — у Вани вкусный суп.
Ип-ип-ип — к нам пришел Филипп.
19.11.2024г
Тема: "Звук и буква Н"
Звук «Н» - согласный, твердый, звонкий,обозначаем синим цветом.
- Выбери из ряда 3 слова со звуком «Н»: вишня, лимон, слива, киви, ананас, персик, банан.
- Как звучит «Н» (твёрдо или мягко)?: Надя, нитки, нос, небо, няня, норка, нет, ножик
- Где стоит «Н»? (начало, середина, конец): ночь, вагон, коньки, лимон, санки, нить.
- Назови 3 слова, начинающиеся со звука «Н»: 3 части тела (ногти, ноги); 3 имени людей (Надя, …); 3 предмета для шитья (напёрсток, …).
- Проговаривай: «Носорог бодает рогом, не шутите с носорогом».
- Выложить из палочек букву Н.
- Выучить отрывок из стихотворения С.Я. Маршака "Декабрь"
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла,
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила....
От домашнего тепла,
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила....
12.11.2024г
Тема : "Звук и буква М"
Уважаемые родители! Закрепляем знания детей о звуке "М" и букве М.
1. Развитие артикуляционной моторики:
- «Окошко» (рот открыть и удержать под счет до пяти);
- «Обезьянки» (движение нижней челюстью вправо — влево);
- «Почесывание» верхней и нижней губы зубами;
- «Болтушка» (широким языком производить по верхней губе движения вперед-назад, произнося звуки: бл-бл-бл...);
- «Хомяк» (надувание обеих щек).
2. Работа над развитием дыхания и голоса. Игра на губной гармошке: вдохнули и протяжно выдохнули в гармошку — чей звук длиннее? Затем дети кладут гармошки на стол, вдыхают и на выдохе произносят: А______0______У______ .
3. Звук "М" — согласный, твёрдый, обозначаем синим цветом.
4. Буква М (выложить букву из палочек):
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я — Это мы»,
А между тем получилась буква М. (А. Шибаев)
05.11.2024г
Тема:"Звук и буква Ы"
Знать характеристику звука «Ы»: звук «Ы» - гласный, обозначаем красным цветом; в словах он бывает только в середине (мышь, бык, сын) или в конце слов (усы, грибы).
Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук «Ы»: дырка, зима, сыр, лужа, дети, сады, крыша, лимон, шары, зайка, дуб, дубы, рыбка.
Послушай слова со звуком «Ы» в середине, запомни и повтори:
- тыква, рыбка;
- пыль, бык, сын, мышь;
- был, жил, мыл;
Послушай слова со звуком «Ы» в конце, запомни и повтори:
- коты, листы;
- носы, усы, весы;
- львы, швы, шары, шкафы.
Где стоит звук «Ы» в слове? (в середине или в конце): крыша, комары, кусты, крысы, рыба, шары, лыжи.
Выбери из ряда слов слова со звуком «Ы»: бак-бык-бок, рис-рысь, сыпь-суп, сон-сын-сам, лыжи-лужи-лежи, мишка-мышка-мошка.
Выучи и проговаривай:
«Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы».
Назови 3 слова со звуком «Ы».
Выложи из палочек букву Ы
29.10.2024г
Тема: "Звук и буква Э"
1. Взрослый произносит ряд слов, а ребенок слушает внимательно и называет слово, которое отличается от остальных по своей слоговой структуре: мак — бак — так — банан; сом — ком — индюк — дом; лимон — вагон — кот — бутон; мак — рак — веник — бак.
2. Знакомство со звуком [Э]. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:
Живет без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Эхо)
3. Артикуляция звука [Э]: губки в улыбке; зубки сближены; широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята; горлышко «работает». Характеристика звука [Э]: звук [Э] - гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха), обозначаем красным цветом.
4. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э]»: э, а, э, у, о, э...; эх, ах, ух, эх...; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.
5. Повторить за взрослым серию слогов: птэ-ктэ-бдэ-гдэ; ктэ-бдэ-гдэ-птэ.
6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]): автобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики.
7. Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма).
8. Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение: эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.
9. Знакомство с буквой Э.
Буква Э открыла рот: то ль зевает, то ль поет. (О. Гофман). На что еще похожа буква Э? Буква Э из пальцев: большой и указательный пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки — «язычок» буквы Э.
22.10.2024г
Тема:"Звук и буква И"
- Дыхательная гимнастика. Вдохни через нос и выдохни через рот, сделав губы расслабленными. Выдыхая, долго произноси звук "ИИИИИИИ".
- Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Умный ослик», «Расческа», «Маляр».
- «Какой звук?». Какой звук слышится в начале слов: аист, улыбка, улица, апельсин и т.д.
- «Новый звук». Однажды фея Фонетика гуляла на лугу и увидела там маленького жеребенка. Он бегал и звал маму: «ИИИИИИИ!». Какой звук услышала фея Фонетика? Она решила познакомить нас со звуком "ИИИИ". Улыбнемся друг другу, посмотрим на губы друг друга. Губы в улыбке, произнеси звук "ИИИ". Воздух встречает преграду? (Нет.) Значит, это звук гласный или согласный? (гласный)
- Упражнение «Гласный звук "И"». Поём звук "И" от тихого к громкому, от громкого к тихому.
- «Поймай звук». Взрослый произносит звуки гласные, услышав звук "И", ребенок хлопает в ладоши (ловит).
- Речь с движением:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
А сейчас мы дружно вместе
Сделаем вот так… (Поднимаем руки вверх и произносим громко ИИИ). Игра повторяется 3-4 раза с изменением движений, громкости и длительности произнесения звука ИИИИ.
- «Какой звук слышится в начале слова?» (Ира, искры, ива, индюк, игрушки, иглы, ирисы).
- Выложить из палочек букву И.
15.10.2014г
1.. Артикуляционная гимнастика:
- «Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта.
- «Почесывание» нижней и верхней губ зубами.
- Высунуть язык, «покусать» его зубами, произнося: дя-дя-дя-дя…
2. Пальчиковая гимнастика «По ягоды»:
Мы шли-шли-шли (шагают пальчиками по столу),
Землянику нашли (изображают землянику).
Раз, два, три, четыре, пять («Пальчики здороваются»),
Мы идем искать опять (шагают пальчиками по столу).
3. Звук "О" — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук "О", губы округлены. Звук "О" обозначается красным цветом (овалом).
- Подними руку, когда услышишь звук "О": О — И — У — О — А — И — О — И — О — У — А — И -О — И — О -У — О.
- Выучить слова с первым звуком "О": осы, осень, окна, обувь, Оля, окунь, ослик, облако, обруч, озеро, отпуск, очередь, остров.
4. Подобрать картинки наклеить (нарисовать) предметы, в названии которых первый звук "О".
5. Выкладывать из палочек букву О
08.10.2024г
Тема: "Звуки и буквы А-У"
01.10.2024г
Тема: "Звук и буква А"
1. Хлопнуть в ладоши, когда услышишь слово со звуком «А»: Азбука, зубы, астры, нитки, стул, аист, Аня, лук, осень, аптека, котик, автобус, армия, руки, акула.
2. Вспомнить и назвать три слова, начинающиеся со звука «А»: ...
3. Выбери из пары слов со звуком "А": сумки – санки, лапы – липы, лиса – лицо, астры – остры, билет – балет, Маша – мыши.
4. Прочитать детям, выучить (по желанию)
«Аист азбуку учил и пятерку получил».
«Что везешь, автомашина?
Все, что есть на букву А,
Вот арбузы, апельсины, абрикосы и айва».
5. Наклеить или нарисовать картинки, название которых начинается со звуком «А».24.09.2024г.
Тема: "Звук и буква У"
1. Звук «У» гласный,
потому что его можно петь и воздух из ротика выходит свободно, не встречая
преград, обозначаем его маленьким красным кружочком. Повторите с ребёнком
правило:
«Звуки мы произносим и слышим,
А буквы – видим, пишем и читаем!»
2. Повторите
стихотворение про букву У:
У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.
Удобная буква! Удобно в ней то,
Что можно на букву повесить пальто.
3. Повторите загадку:
Кто на себе свой дом носит?
4. Повторите
скороговорку:
«У осы не усы, не усищи, а усики!»
5. Нарисуйте или
наклейте картинки с этим звуком (например: утка, стул, лук,
кенгуру). Отметьте этот звук красным кружком (красный
– гласный).
6. Повторите с
ребенком стихотворение А. Плещеева «Осенью»:
Осень наступила, высохли цветы
И глядят уныло голые кусты…
Комментариев нет:
Отправить комментарий